В нем приняли участие более 100 ИТ-директоров и директоров по закупкам крупных и средних российских компаний. Опрос проводился в 3-4 кварталах 2021 года. Результаты исследования приведены по состоянию на январь 2022 года.
Согласно опросу, автоматизация сегодня охватывает в первую очередь процессы подготовки и утверждения заявок на закупку и платежи, а также ведение базы поставщиков и документарную проверку во время квалификации. Недоавтоматизированными пока остаются процессы по завершению процедур, касающиеся учета и оценки их результатов, а также в части выездных аудитов.
Среди основных целей проектов автоматизации или диджитализации функции закупок у большинства опрошенных – повышение прозрачности закупочной деятельности (87%), оптимизация сроков и упрощение самого процесса (76%), а также повышение его эффективности (62%). Более половины заинтересованы в технологической поддержке развития закупочной функции в будущем и во внедрении дополнительных информационных систем или цифровых сервисов.
Охват автоматизации основных закупочных процессов в организациях, 2021
Результаты исследования прокомментировала Наталья Зубкова, заместитель генерального директора НОРБИТ: «Мы присутствуем на рынке автоматизации закупок уже более 20 лет, и нам крайне важно чувствовать, как меняются клиенты, их потребности и проблемы, в какую сторону развивается рынок. Мы видим четкий фокус на простые во внедрении решения, основанные на идеологии low-code, и отвечаем таким запросам изменениями в нашей продуктовой линейке. Несмотря на то, что исследование проводилось в конце 2021 года, в обзоре содержится большое количество российских разработок в области SRM – сейчас это особенно актуально для заказчиков».
Предыдущее исследование TAdviser, выполненное в сотрудничестве с НОРБИТ в 2019 году, рассматривало автоматизацию закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков, госкорпораций, госкомпаний и компаний с государственным участием (№44-ФЗ и №223-ФЗ).