Одной из главных причин невыполнения президентского поручения стала неготовность федеральных и региональных органов власти начать полноценное межведомственное взаимодействие с 1 июля 2011 г. Такой срок был прописан в законе №210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", который вступил в силу 30 июля 2010 г. При этом в течение всего года с момента принятия законопроекта Госдумой власти всех уровней предрекали россиянам новую жизнь, без унизительного стояния в очередях к чиновничьим кабинетам.
Как выяснилось на конференции "Государственные электронные услуги", которую вчера сообща провели деловая газета "Ведомости" и группа компаний ComNews, в Совет Федерации уже поступил законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения межведомственного обмена информацией)", который в прошедшую пятницу Госдума РФ приняла в третьем чтении. Среди прочего этот документ продлевает государственным органам субъектов РФ, органам местного самоуправления, территориальным государственным внебюджетным фондам срок запуска электронных услуг до 1 июля 2012 г. Не позднее этого срока они обязаны обеспечить возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, предоставлять информацию в иные органы по межведомственным запросам, и с этой же даты им запрещается требовать от граждан представления документов и информации, которые находятся в распоряжении иных госорганов.
Кроме того, в Госдуме в финальной стадии рассмотрения находится законопроект с поправками к ст. 17 закона №210, согласно которому государственные органы всех уровней власти обязаны не позднее 1 октября 2011 г. заключить соглашения о взаимодействии с многофункциональными центрами. Этот документ де-факто переносит полномасштабное начало оказания госуслуг на федеральном уровне еще на три месяца.
Несмотря на официальную отсрочку, которую получили государственные и муниципальные органы власти, госуслуги в электронном виде будут запускаться по намеченному графику. "Перенесен только официальный запуск, то есть ведомства после 1 июля 2011 г. смогут по-прежнему работать с бумажными документами и запрашивать их, а услуги все равно будут переводиться в электронный вид. Все, что касается госуслуг и находится в зоне ответственности "Ростелекома" и Министерства связи и массовых коммуникаций, выполнено в срок и готово к работе. Задержки, по нашим данным, есть лишь в некоторых федеральных ведомствах", - говорит руководитель пресс-службы ОАО "Ростелеком" (единственный исполнитель мероприятий государственной программы "Информационное общество" в части создания инфраструктуры электронного правительства, а также единый национальный оператор инфраструктуры электронного правительства) Олег Румянцев.
Электронная "начинка" проекта была, согласно информации "Ростелекома", полностью готова на прошлой неделе. "Буквально на прошлой неделе мы завершили подключение последнего федерального сегмента к общей системе. В итоге государственные услуги в электронном виде доступны во всех 83 регионах страны, при этом с правительствами 77 регионов мы заключили прямые соглашения, а еще в шести регионах выполняли работы без помощи региональных властей", - отчитался вице-президент по инновационному развитию "Ростелекома" Алексей Нащекин с трибуны конференции "Государственные электронные услуги".
Чиновники объясняют вынужденную отсрочку желанием предоставлять услуги гражданам в полноценном виде, не дорабатывая систему в процессе эксплуатации. "Отсрочка сделана для того, чтобы сразу дать гражданам работающую технологию, а не дорабатывать ее потом на ходу, - говорит заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Андрей Петрушин. - После этого госструктуры смогут требовать от граждан в бумажном виде только документы личного хранения".
На пути повсеместного внедрения государственных услуг в электронном виде существуют иные препятствия. "До сих пор в России не установлено четких идентификаторов объектов и субъектов. По нашей службе 7% отказов идет из-за того, что нет возможности однозначно идентифицировать объект по запросам в электронном виде", - поясняет заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников.
При этом следует отметить, что работа по взаимодействию между федеральными и региональными органами власти ведется в полном объеме. "Интенсивность взаимодействия в СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия) составляет 150 тыс. запросов в сутки при имеющемся 15-кратном запасе по производительности используемого программно-аппаратного комплекса СМЭВ и возможности масштабирования", - сообщил замминистра связи и массовых коммуникаций Илья Массух.
Сложности с предоставлением гражданам госуслуг в электронном виде в полном масштабе связаны еще и с забюрократизированностью всего государственного аппарата страны. "Например для регистрации каждого транспортного средства МВД должно будет получать через систему межведомственного электронного взаимодействия 13 справок от девяти федеральных органов исполнительной власти", - поясняет заместитель генерального директора по развитию программных продуктов системного интегратора "Стинс Коман" Алексей Коптев.
ВИКТОР ЛОГИНОВ, ЛЕОНИД КОНИК