О том, что Роскомнадзор скоро начнет применять меры понуждения к IT-компаниям в рамках закона о «приземлении», сообщил замглавы ведомства Вадим Субботин на расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике. Этот вопрос будет рассматриваться ведомством до конца февраля, а затем будет запущена процедура применения соответствующих мер.
В первую очередь, как отметил представитель РКН, речь идет об экономических мерах. В частности, о запрете рекламы для нарушителей.
Закон о «приземлении» российский президент подписал 1 июля 2021 года. В соответствии с ним до 1 января 2022 года иностранные IT-компании с ежедневной российской аудиторией от 500 тыс. человек должны были создать на территории РФ свои представительства, зарегистрировать на сайте Роскомнадзора личный кабинет, разместить на своем интернет-ресурсе электронную форму для обратной связи с пользователями и один из рекомендованных РКН счетчиков посещаемости. Кроме того, компании должны ограничить доступ к информации, которая нарушает российские законы.
Как Россия борется с запрещенным контентом
Борьба с запрещенным контентом продолжает ужесточаться год от года во всем мире. В России источники опасной информации выявляются с помощью мониторинга интернет-пространства специалистами различных ведомств, а также благодаря обращениям граждан в Роскомнадзор. Так, только в 2020 году в ведомство поступило около 900 тыс. обращений. Самыми распространенными из них — более 640 тыс. — стали жалобы, связанные с азартными играми. Более 100 тыс. человек сообщили о незаконном обороте наркотиков, 50 тыс. — о распространении детской порнографии, 35 тыс. — о призывах к суицидам. Выявленный тем или иным способом вредный контент заносится в Единый реестр запрещенной информации, владельцам и провайдерам направляют уведомление о необходимости ее удаления.
Главными распространителями запрещенного и опасного контента в Рунете являются самые популярные в мире ресурсы — YouTube, Facebook, Instagram, Twitter. При этом представления о нежелательном контенте на западных ресурсах и в Рунете имеют некоторые отличия.
Весной 2021-го российские власти продемонстрировали свою решимость в деле борьбы с запрещенным контентом и начали замедлять работу Twitter в России. Причиной стало неисполнение требования ведомства об удалении запрещенного российскими законами контента. От сервиса требовали удалить более 4,1 тыс. твитов, выявленных с 2017 года, из которых 3,1 тыс. содержали детскую порнографию, данные о наркотиках и ссылки на онлайн-магазины с запрещенными веществами, а также призывы к детям совершить самоубийство. Регулятор тогда заявил, что направил в компанию более 28 тыс. соответствующих требований и пригрозил полной блокировкой за их неисполнение. Кроме того, Twitter назначили три штрафа в общей сложности на 8,9 млн рублей по протоколам Роскомнадзора, составленным в связи с тем, что компания не удаляет информацию о несогласованных митингах.
Спустя два месяца замедление трафика было частично отменено, так как проверка показала, что более 91% запрещенной в России информации было удалено. Однако замедление сохранилось на мобильных устройствах до полного устранения запрещенных материалов.
После этого Роскомнадзор взялся за Google, которая, по его сведениям, вышла на первое место по противоправному контенту, предлагаемому российским пользователям. Компании, которой было направлено более 26 тыс. уведомлений о необходимости удаления противоправной информации, пригрозили замедлением трафика и штрафом от 800 тыс. до 4 млн рублей, если она в течение суток не отреагирует на уведомления. В итоге Google была оштрафована суммарно на 6 млн рублей, а Facebook на 26 млн рублей за неудаление запрещенного в РФ контента.
Для нарушителей закона о «приземлении» предусмотрены восемь мер понуждения: пользователей ресурса через поисковики будут предупреждать о нарушении его владельцем закона; распространение рекламы этой компании, а также размещение сторонней рекламы на ее ресурсе, будет запрещено; прием платежей и денежных переводов ограничат, может быть введен запрет на поисковую выдачу, сбор и трансграничную передачу персональных данных. И самой жесткой мерой воздействия может стать частичная или полная блокировка ресурса в Рунете.
Представители банковской сферы уже заявили о готовности к запрету рекламных платежей.
В ноябре прошлого года РКН составил перечень из 13 компаний, владеющих 22 информационными ресурсами, от которых российские власти ожидают открытия представительств, в него вошли Google LLC, Apple Distribution International Ltd., Meta Platforms, Inc, а также Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, Viber, Spotify, Likeme Pte. ltd (Likee), Discord, Pinterest, Twitch.
Apple Distribution International Ltd уже выполнила три главных требования Роскомнадзора и занимается установкой счетчика. Spotify AB открыла в России представительство, создала личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместила у себя электронные формы для обращения российских пользователей. Likee и TikTok создали личные кабинеты и разместили формы для обращения пользователей, первая занимается организацией офиса в России. Twitter пока только открыла личный кабинет. Viber разместила формы для обращений и передала Роскомнадзору документы о создании юрлица в РФ.
Олеся Тернопольская