Оператор мобильной связи обязан прекращать передачу коротких текстовых сообщений в случае, если абонент не давал на них согласие, и делать это без взимания платы с абонента. Такое предложение содержится в поправках, внесенных заместителем председателя Госдумы Сергеем Железняком ко второму чтению закона «О внесении изменений в ФЗ «О связи», который призван защитить пользователей мобильной связи от рассылки коротких текстовых сообщений.
Кроме того, поправками вводится положение, по которому доказывать наличие согласия абонента на конкретную рассылку должен оператор связи, если она была им инициирована.
— Предлагаемые нормы позволят значительно уменьшить количество несанкционированных абонентами рассылок по сетям сотовой связи, — подчеркнул Железняк. — В то же время изменения не будут распространяться на отправку сообщений абонентов в личных целях и не повлияют на обеспечение своевременного информирования абонентов в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.
По словам аналитика компании iKS-Consulting Максима Салатина, депутат формализует то, что операторы связи уже начали самостоятельно внедрять.
— Абонент где-то постоянно оставляет свой номер мобильного, и ему начинают присылать различную рассылку. По обращению абонента эти сообщения можно заблокировать, — говорит Салатин. — Абонент может у оператора в своем личном кабинете поставить галочку, и все рекламные и спамерские сообщения будут блокироваться.
«ВымпелКом» полгода назад начал предлагать возможность отписаться от нежелательных рассылок через специальный короткий номер, отметила Анна Айбашева, представитель компании «ВымпелКом».
— Мы активно боремся с «внешними рассылками». С лета прошлого года для борьбы со спамом и мошенничеством мы начали переводить распространителей информационных и рекламных SMS с коротких и буквенных номеров на прямые контракты, в рамках которых мы можем проверять согласие абонентов на получение рекламы, — рассказывает официальный представитель компании МТС Дмитрий Солодовников. — В конце прошлого года на фоне резкого роста спама мы заблокировали прием SMS с таких номеров от рассыльщиков, у которых нет согласия абонентов на получение рекламы.
По его словам, в I квартале уровень спама сократился в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В компании связывают это с реализацией технических мер и закрытием рассылок с коротких и буквенных номеров.
Что касается согласия, то самое важное, по мнению экспертов, — понять в каком виде его должны собирать операторы и как это сделать пользователю.
— Что надо будет для этого сделать — куда-то позвонить, или где-то заполнить специальную бумагу, или поставить галочку в личном кабинете? Например, если надо будет подписывать бумагу в офисе, то это может доставить массу неудобств абонентам, — считает Салатин.
Антиспамерский законопроект был разработан группой депутатов и сенаторов и принят в первом чтении 23 мая. В пояснительной записке к нему отмечается, что от мобильного спама страдают 76% пользователей сотовой связи.
Владимир Зыков