О приходе в Крым новых операторов связи говорили участники совещания у главы Минкомсвязи России Николая Никифорова, посвященного развитию отраслей связи и медиа на полуострове, сообщила вчера пресс-служба министерства.
Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский подтвердил репортеру ComNews, что более 20 интернет-провайдеров заявили о желании работать в Крыму и подали заявки на получение лицензии для предоставления телематических услуг на территории полуострова. Он уточнил, что в ведомство обратились как крупные, так и небольшие игроки из разных регионов России. Огласить их названия Ампелонский отказался.
"Остальные операторы находятся либо в стадии определения, либо их пугает санкционный режим", - добавил пресс-секретарь Роскомнадзора.
"Большую сотовую тройку" абоненты полуострова пока не интересуют. "У МТС нет планов по работе в Крыму", - сообщил руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников. "У "МегаФона" в этом субъекте страны нет собственной сети. На территории Республики Крым и Севастополя оператор предоставляет услуги связи "МегаФона" по внутрироссийским расценкам", - отметила пресс-секретарь компании Алия Бекетова.
ОАО "Вымпелком" не видит экономической целесообразности работать в Крыму, говорит его пресс-секретарь Анна Айбашева. "Решение для наших клиентов, которые туда ездят, у нас есть", - говорил ранее гендиректор компании Михаил Слободин, имея в виду роуминговые услуги. Оператор намерен инвестировать в те регионы, где у него уже есть сильные позиции, а Крым таковым не является, отмечал топ-менеджер.
Представитель ООО "К-Телеком" (торговая марка Win Mobile - единственный российский сотовый оператор, работающий в Крыму) вчера воздержался от комментариев.
По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, "большая тройка" еще долго не придет на полуостров. Аналитик холдинга "Финам" Тимур Нигматуллин пояснил, что это связано с высоким риском санкций. "Однако ничто не мешает установить "большой тройке" льготные роуминговые тарифы, и таким образом абоненты в Крыму не будут обделены", - отмечает Ващенко.
По оценкам Нигматуллина, объем рынка мобильной связи в Крыму составляет 19 млрд руб. Там существует потенциал роста ARPU (Average Revenue Per User, средняя выручка на одного пользователя – Прим. ComNews) за счет развития ранее фактически отсутствующих 3G- и 4G-сетей, уверен он. "Не стоит забывать, что в курортный сезон существенное количество народа будет пользоваться местной связью, включая LTE и Интернет, - добавляет младший аналитик Rye, Man & Gor Securities Егор Дахтлер. – Полагаю, что крупные операторы не упустят возможности завладеть долей на новом рынке".
По словам экспертов, операторам фиксированной связи будет проще развиваться в Крыму: туда придут как местные игроки, так и операторы из других регионов.
Напомним, на полуострове еще с мая работает дочка ОАО "Ростелеком" – ООО "Миранда-медиа". "Сейчас, на первом этапе работы "Миранда-медиа", фокус сосредоточен на рынках B2G и B2B. Компания активно подключает к сети передачи данных различные госорганы республики", - отметил представитель "Ростелекома". В дальнейшем оператор планирует оказывать услуги доступа в Интернет, телевидения и телефонии в сегменте B2C, подчеркнул он.
"Желающих работать в Крыму среди операторов фиксированной связи будет достаточно", - отмечает Георгий Ващенко. "Рентабельность бизнеса будет не хуже, чем на соседнем Кавказе, а, возможно, и лучше, если в полной мере заработает свободная экономическая зона. Со временем доли в них могут выкупить игроки федерального масштаба", - считает он. Вопрос заключается только в дороговизне проектов, полагает Егор Дахтлер. "Компаниям придется осуществлять дополнительные капиталовложения. С учетом того, что некоторая доля связана с валютными издержками, это будет барьером к освоению рынка", - предостерег эксперт.
На взгляд Тимура Ниматуллина, в Крыму вероятнее всего появление местных игроков фиксированного ШПД. "По аналогии с банковским сектором, учредителями соответствующих компаний могут выступить окологосударственные структуры региона", - уточнил он.
Аналитик оценил объем рынка фиксированного ШПД в Крыму в 1,9 млрд руб. "На платное ТВ приходится около 0,8 млрд руб. Из-за относительно низкого уровня доходов населения в обоих случаях показатель ARPU ниже среднероссийских примерно в 2 раза. Проникновение соответствующих услуг также ниже почти в 2 раза и составляет примерно 30%.", - говорит Нигматуллин. По его словам, общий рынок платного ТВ и ШПД в Крыму небольшой, но привлекательный для новых игроков с точки зрения существенного потенциала роста ARPU.
Елизавета Титаренко