ОПИ указывает, что постоянный обман пользователей при помощи мелкого шрифта и сокрытия существенных условий является обыденной практикой для так называемой, «большой тройки» операторов мобильной связи. Раз за разом Федеральная антимонопольная служба привлекает такие компании к ответственности за идентичные нарушения, однако небольшой размер штрафов не останавливает операторов от повторных обманов, даже в одних и тех же тарифах.
Так, например, в числе злоупотреблений МТС - заявления о наличии связи на всех полях, морях и озерах России (что аналогично заявлениям о 4G в любой точке страны, за которые оператор привлекался к ответственности). Билайн и МегаФон неоднократно вводили в заблуждение относительно стоимости услуг в роуминге. В числе злоупотреблений, свойственных всем указанным операторам – обман абонентов насчет якобы безлимитного интернета, а также реклама смартфонов по привлекательной цене с сокрытием их реальной стоимости, причем в некоторых случаях – ролики Билайн и МегаФон, запущенные к началу учебного года – реклама была явно ориентирована на несовершеннолетних.
В обращении ОПИ упоминает и примеры честной игры на рынке, представителями которого являются компании Yota (ООО «Скартел») и Tele2 (ООО «Т2 Мобайл»), имеющие минимальное количество нарушений. Однако лидирующие позиции (как по количеству абонентов, так и по объему выручки) занимают именно недобросовестные операторы. Что наводит на обоснованные мысли о взаимосвязи практики регулярного обмана абонентов и финансовой успешности оператора.
Учитывая масштабы противоправной деятельности «большой тройки», ОПИ просит ФАС принять меры, которые позволят усилить наказание за подобные деяния и выступят эффективным средством предупреждения нарушений:
Поскольку ни одна из предложенных мер не требует затрат на воплощение, ОПИ рассчитывает на конструктивную реакцию Федеральной антимонопольной службы и подтверждает готовность принять самое активное участие в реализации предложенных мероприятий.