ОПИ пожаловалась в ФАС на операторов "большой тройки"

Общественная организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» обратилась в ФАС с жалобой на недобросовестных операторов связи. Среди основных предложений - предварительный контроль всей рекламы операторов на ТВ, а также многократное увеличение размера штрафов.

ОПИ указывает, что постоянный обман пользователей при помощи мелкого шрифта и сокрытия существенных условий является обыденной практикой для так называемой, «большой тройки» операторов мобильной связи. Раз за разом Федеральная антимонопольная служба привлекает такие компании к ответственности за идентичные нарушения, однако небольшой размер штрафов не останавливает операторов от повторных обманов, даже в одних и тех же тарифах.

Так, например, в числе злоупотреблений МТС - заявления о наличии связи на всех полях, морях и озерах России (что аналогично заявлениям о 4G в любой точке страны, за которые оператор привлекался к ответственности). Билайн и МегаФон неоднократно вводили в заблуждение относительно стоимости услуг в роуминге. В числе злоупотреблений, свойственных всем указанным операторам – обман абонентов насчет якобы безлимитного интернета, а также реклама смартфонов по привлекательной цене с сокрытием их реальной стоимости, причем в некоторых случаях – ролики Билайн и МегаФон, запущенные к началу учебного года – реклама была явно ориентирована на несовершеннолетних.

В обращении ОПИ упоминает и примеры честной игры на рынке, представителями которого являются компании Yota (ООО «Скартел») и Tele2 (ООО «Т2 Мобайл»), имеющие минимальное количество нарушений. Однако лидирующие позиции (как по количеству абонентов, так и по объему выручки) занимают именно недобросовестные операторы. Что наводит на обоснованные мысли о взаимосвязи практики регулярного обмана абонентов и финансовой успешности оператора.

Учитывая масштабы противоправной деятельности «большой тройки», ОПИ просит ФАС принять меры, которые позволят усилить наказание за подобные деяния и выступят эффективным средством предупреждения нарушений:

  1. Внедрить систему сплошного контроля рекламной активности операторов «большой тройки» (прежде всего, видеороликов на федеральных телеканалах), в том числе, предварительный контроль рекламных материалов. Чтобы ни один ролик не допускался в эфир без предварительной проверки, а уже имеющиеся сюжеты с нарушениями – незамедлительно снимались по предписанию ФАС.
  2. Ввести меры поощрения и выделения в глазах потребителей добросовестных операторов, а также операторов, которые откажутся от практики обмана и введения потребителей в заблуждение (учреждение символической награды «Ответственный рекламодатель», которая бы вручалась добросовестным компаниям, работающим в различных сферах потребительского рынка).
  3. Инициировать ужесточение штрафов за нарушения законодательства о рекламе (многократное увеличение штрафа за каждое последующее нарушение, допускаемое одной и той же компанией).


Поскольку ни одна из предложенных мер не требует затрат на воплощение, ОПИ рассчитывает на конструктивную реакцию Федеральной антимонопольной службы и подтверждает готовность принять самое активное участие в реализации предложенных мероприятий.

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: ВымпелКом, МТС, МегаФон, ФАС