Лидер рейтинга недобросовестности – оператор МТС – разменял третий десяток нарушений. Целая россыпь новых рекламных роликов тарифа МТС «Smart Безлимитище» по-прежнему убеждает зрителя в наличии «безлимитного интернета и звонков на МТС» и по-прежнему содержит большое количество скрытых ограничений:
- Крупным шрифтом указана плата только за первый месяц;
- С пользователя взимается аванс за 30 суток вперед;
- Ограничено использование тарифа в файлообменных сетях и модемах;
- Есть ограничения по скорости доступа в некоторых регионах.
При этом ключевые оговорки выполнены мелким шрифтом и демонстрируются всего несколько секунд, что заведомо делает невозможным их восприятие.
МегаФон предлагает «не откладывая» купить смартфон Moto G по эксклюзивно низкой цене 9990 рублей. Однако стать владельцем устройства, заплатив указанную сумму, не получится. Минимальная стоимость комплекта с услугами связи составляет 12990 рублей. А обязательность приобретения данных услуг намеренно указана мелким шрифтом, чтобы ввести потребителей в заблуждение.
В некоторых каналах продвижения (интернет, социальные сети) МегаФон в попытках обмануть потребителей заходит еще дальше и обещает бонус на счет 3000 рублей при покупке данного телефона за 9990 рублей. О том, что этот «бонус» придется полностью оплатить и без него телефон не приобрести, разумеется, умалчивается.
Очередные обещания настоящего безлимита «без ограничений скорости» дает Билайн в рекламе тарифа «#можноВСЁ». На этот раз – на фоне Стаса Давыдова. Как и в предыдущем ролике с рекламой этого тарифа, за счет мелкого шрифта и других уловок, от потребителей, помимо прочего, скрыто, что звонки безлимитны только на номера Билайн, а интернет безлимитен только в домашнем регионе с исключениями по субъектам РФ. При этом «безлимитный» интернет имеет лимиты по использованию в различных устройствах (модем/роутер/планшет) и по сценариям использования смартфона (в качестве точки доступа, для торрентов). Заслуженный балл в рейтинге недобросовестности.
Напомним, что в основе рейтинга недобросовестности - анализ допускаемых операторами нарушений, связанных с обманом потребителей, введением их в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. Исследование проводится в отношении крупнейших федеральных операторов мобильной связи - МТС, Билайн, МегаФон, Tele2, Yota. Результаты представлены в таблице.
Рейтинг является открытым, постоянно обновляется и дополняется. ОПИ продолжает работу по его наполнению и включает в него как материалы ФАС и ее территориальных органов, так и результаты собственных исследований.
Основная задача, которую преследует ОПИ - научить потребителей разбираться в недобросовестных уловках операторов, уберечь их от обмана, предупредить непредвиденные траты в непростых экономических условиях.