Не секрет, что сегодня рынок голосовых услуг, предоставляемых сотовыми операторами, практически не растет, что говорит о его близком насыщении. Одновременно с этим мобильный доступ в Интернет пользуется все возрастающим спросом у абонентов. По оценкам аналитиков, выручка, полученная российскими операторами за мобильный Интернет с первого квартала 2010 года по первый квартал 2011-го, выросла на 43 %, а его доля в структуре дополнительных услуг составила 39 %. И по некоторым оценкам, число абонентов, пользующихся мобильным Интернетом, в конце 2010 года достигло 53 млн человек.
Сдерживающими факторами в этой области выступают еще относительно высокие тарифы на передачу данных, сложное и неудобное программное обеспечение, а также использование абонентами сотовых телефонов с ограниченными функциональными возможностями. Так, по статистике, только 9 % пользователей применяют для подключения к мобильному Интернету смартфоны.
Тем не менее подвижки по всем направлениям есть. В числе прочего дешевеет трафик и появляются различные льготные предложения, призванные стимулировать пользователей мобильного Интернета. Так, «Билайн», к примеру, с 30 июня на все лето отменил внутрисетевой роуминг на передачу данных (см. новость раздела «Билайн» интернет-роуминг от 30 июня 2011 г.).
Что касается сервисов, то наибольшей популярностью у абонентов, по словам руководителя службы мобильного Интернета компании «ВымпелКом» («Билайн») Алексея Красносельского, пользуются различные информационные, поисковые и развлекательные сервисы, а также всевозможные социальные сети, включая Facebook. Последние являются одними из ключевых драйверов роста мобильного Интернета. По данным TNS, больше всего времени пользователи Интернета в России проводят именно в социальных сетях – около 50 минут в день.
Руководитель службы мобильного Интернета «Билайна» Алексей Красносельский
и представитель Facebook в России Екатерина Скоробогатова.
Фото – Филипов А. В.
Одной наиболее активно растущей социальной сетью является Facebook. Как рассказала представитель этой компании в России Екатерина Скоробогатова, в среднем ее пользователи проводят до 10 часов каждый месяц, а некоторые – по 50 минут в день. При этом более 50 % пользователей заходят в сеть каждый день.
И еще немного статистики. У одного пользователя Facebook, опять же в среднем, имеется 130 друзей, и он создает в месяц около 90 публикаций. Одновременно с этим наблюдается рост числа пользователей, посещающих Facebook только с мобильных устройств, и, что интересно, такие пользователи в 2 раза активнее, чем те, которые используют другие виды соединения. Популярность Facebook среди мобильных пользователей объясняется наличием различных вариантов подключения к этой социальной сети. В настоящее время для этих целей созданы специальные приложения для самых разнообразных устройств, включая iPad, iPhone и Android.
Работает Facebook и непосредственно с производителями телефонов. Среди которых можно выделить НТС, в программном обеспечении которой имеются интегрированные приложения для доступа к этой социальной сети.
Абоненты же «Билайна» могут выйти в Facebook через специальный мобильный сайт или так называемую нулевую зону – 0.facebook.com – с упрощенным интерфейсом и отсутствием платы за «внутренний» трафик (см. новость раздела «Билайн» Facebook от 2 июля 2010 г.).
По оценкам специалистов «Билайна», последним способом пользуется до 500 тыс. его абонентов. К нулевой зоне, запущенной 1 июля 2010 года, в декабре 2010-го оператор добавил SMS-оповещение о происходящих на странице пользователя изменениях.
Для дальнейшего роста вовлеченности абонентов в работу социальных сетей необходимо, чтобы приложения для доступа в них работали на самых различных мобильных платформах. Следуя в русле этой стратегии, «Билайн» и Facebook совместно выпустили на российский рынок мобильное приложение Facebook Mobile, предназначенное для установки на простые сотовые телефоны, способные работать с Java-клиентами.
Программный пакет имеет объем около 110 кбайт, что позволяет установить его практически на любой аппарат, поддерживающий Java. По крайней мере, заявляется о 2,5 тыс. протестированных на совместимость моделях. «Билайн» обещает оперативно обновлять у себя на сайте список таких аппаратов.
Новое приложение Facebook обладает более широким функционалом по сравнению с аналогами и мобильной версией сайта. В нем реализована возможность просмотра и загрузки фотографий с мобильного телефона, синхронизация списка контактов телефона и списка друзей в Facebook, создания нового профиля, удобный графический интерфейс пользователя и возможность плавной прокрутки новостных лент и фотографий.
Немаловажно, что в программе используется компрессия данных, что самым положительным образом сказалось на объеме генерируемого трафика.
По оценкам Екатерины Скоробогатовой, большинство пользователей вряд ли перешагнет порог 5 Мбайт в месяц.
Facebook на мобильном
Кроме того, приложение было специально настроено для бесплатной работы в сети «Билайн». Сделано это неспроста – до 5 октября 2011 года оплата за доступ к Facebook с помощью этого Java-приложения через точку доступа Internet.beeline.ru не взимается. Тарифицируются лишь переходы на внешние ресурсы. Оплата при этом осуществляется согласно тарифному плану пользователя на мобильный Интернет.
После окончания льготного периода «Билайн» предполагает ввести для пользователей Facebook Mobile абонентскую плату, размер которой может составить около 70 рублей.
В настоящее время приложение доступно для абонентов «Билайна» предоплатной систем расчетов, всех тарифных планов по всей России, кроме Приволжского региона. В международном роуминге действуют тарифы оператора на мобильный Интернет.
Для того чтобы воспользоваться приложением, абоненту «Билайна» необходимо позвонить по бесплатному короткому номеру и получить ответное SMS для скачивания программы. Загрузка приложения осуществляется по стандартным тарифам «Билайна» на мобильный Интернет.
Не возбраняется использование этого приложения и через других операторов. Правда, при этом о льготной тарификации на время действия промоакции придется забыть.
В самом же «Билайне» рассчитывают подключить к новому сервису десятки, а то и сотни абонентов. Вопрос только в том, насколько владельцы «простых» телефонов заинтересованы в мобильном Интернете и в социальных сетях в частности.