Наверняка среди жителей России не найдется человека, хотя бы раз сталкивавшегося с чиновничьей волокитой и бюрократизмом. Периодически у каждого возникает необходимость обращаться по тем или иным причинам в государственные органы. Это может быть получение паспорта, пенсионного удостоверения, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также многие другие ситуации. Всего в России, по разным оценкам, насчитывается от двух до четырех тысяч государственных услуг для физических и юридических лиц. И практически по каждой из них людям приходится лично обращаться в госорганы, выстаивать в длинных очередях, сталкиваясь порой с недоброжелательным отношением со стороны чиновников, а то и с откровенной коррупцией. Несовершенство механизма оказания государственных услуг наглядно отображает и количество разнообразных фирм и фирмочек, являющихся посредниками по получению загранпаспорта, регистрации или ликвидации предприятия и прочим процедурам, разумеется, за немалую плату. Конечно, все это можно получить и официально, но граждане не случайно предпочитают обращаться к посредникам, которые, по словам премьер-министра Владимира Путина, «уже всех достали».
Одним из важных этапов перевода государственных услуг в электронный формат является открытие интернет-портала Gosuslugi.ru, тестовая версия которого вчера была официально запущена и представлена журналистам. Разработчиком портала является компания «Ростелеком», которая создавала его в тесном контакте с самими провайдерами госуслуг, то есть с многочисленными ведомствами. Иными словами, сам интерфейс веб-портала – это лишь точка входа для граждан в информационные системы государственных структур. Пока портал Gosuslugi.ru функционирует в тестовом режиме. По словам его разработчиков, это не означает, что те или иные его функции не достаточно качественно реализованы. Перевод госуслуг в электронный формат – процесс многоступенчатый, состоящий из пяти основных этапов. В первую очередь пользователи должны получить информацию о том, где они могут получить те или иные услуги, затем будет реализована возможность скачивания всех необходимых документов для их последующего заполнения. Это должно произойти уже в этом году. В целом же работа над порталом будет продолжаться вплоть до 2012 года. Будет и расти число самих госуслуг, опубликованных на страницах портала. Уже сейчас можно получить информацию по 108 позициям, а в ближайшее время разработчики обещают опубликовать еще 500 услуг. Правительством России был составлен перечень из 74 государственных услуг, имеющих приоритетное значение. Они отмечены на страницах портала восклицательным знаком, а запуск их в электронной форме будет происходить в первую очередь. Особенно важно то, что портал интегрирует информационные базы различных государственных учреждений. Это означает, что гражданам уже не нужно будет тратить время и силы для получения справки в одной госструктуре, чтобы затем отнести ее в другую госструктуру. Ведомства смогут запрашивать необходимую информацию сами, без участия граждан. Тем более что уже в следующем году ведомствам будет запрещено требовать у граждан те или иные справки, если содержащаяся в этих справках информация доступна в тех или иных информационных базах.
На портале имеется телефонная линия поддержки, которая работает круглосуточно и бесплатно для всех жителей России. При разработке пользовательского интерфейса портала Gosuslugi.ru была поставлена задача, чтобы посетители при обращении в телефонную поддержку меньше времени тратили на выяснение того, что и где найти на страницах портала, но больше интересовались конкретными деталями, связанными с оформлением и получением необходимых документов. Для пользования госуслугами в электронном виде необходим идентификатор гражданина или юридического лица. Для организаций таким идентификатором может служить ИНН, а для физических лиц – фамилия, имя, отчество и номер карточки пенсионного страхования. Важное значение будет иметь и электронно-цифровая подпись, удостоверяющие центры для которой имеются уже у многих министерств и ведомств.
«Первый блин не вышел комом, и, будем надеяться, мы находимся на пути к идеальному варианту свести на нет общение человека с чиновником. Спасибо, что решение этой важной задачи доверили «Ростелекому». Как показывает опыт, телекоммуникационные операторы решают эти задачи в мире наиболее успешно, кроме того, у них есть и соответствующая инфраструктура», – прокомментировал Антон Колпаков, генеральный директор компании «Ростелеком». По его словам, затраты на создание портала составили 100 миллионов рублей, причем основная часть этих денег пошла на формирование центров обработки данных. Что касается ближайших планов по развитию портала, то уже в январе разработчики обещают адаптировать его для просмотра на КПК и телефонах. Они также заверили, что технические возможности веб-портала позволяют выдержать большой наплыв посетителей.