Федеральная антимонопольная служба предупредила Mail.ru Group о возможном нарушении закона «О рекламе» в рекламе игры «Armored Warface: Проект Армата». Ведомство заинтересовал слоган «Твой дед защитил мир, твой отец сохранил мир, что сделаешь ты?».
Согласно тексту письма, московское УФАС начало рассмотрение жалобы физического лица «относительно признаков нарушения» положений федерального закона «О рекламе» при использовании в рекламе игры. Автора запроса волновало упоминание Великой Отечественной войны. Штраф за нарушение закона «О рекламе» может составить от 100 тыс. до 500 тыс. руб. для юридического лица.
Как рассказал «Газете.Ru» председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе, сама фраза не нарушает закон «О рекламе», но контекст, в котором она может быть воспринята, и профиль танка, и тому подобное могут позволить оценить эти факты в комплексе. В таком случае может пойти речь о нарушении либо в отношении конкурента, либо закона «О рекламе».
«У наших конкурентов столь «трепетное» отношение к Великой Отечественной войне, что они считают возможным строить на ее основе огромные кампании и при этом создавать игровые миссии, в которых можно играть не только за советские, но и за фашистские войска, и выигрывать.
Эта попытка обвинить нас в нарушении закона, не более чем очередная неубедительная попытка атаковать «Проект Армата»,
— рассказали в пресс-службе Mail.Ru Group. Также представитель отметил, что в игре нет никаких прямых отсылок к ВОВ: «Если углубиться в сюжет игры, то станет понятно, что события в «Проекте Армата» разворачиваются в ближайшем будущем, примерно в 30-х годах XXI века. В связи с этим и военная техника, представленная в игре, современная и не включает образцы, которые использовались во время военных действий в период Великой Отечественной войны».
Ближайшим конкурентом «Арматы» является онлайн-игра World of Tanks от кипрской компании с белорусскими корнями Wargaming: два крупных игрока в сфере танковых симуляторов частенько задевают друг друга.
Представитель Wargaming заявил, что они не используют подобные методы борьбы с конкурентами, и опроверг причастность к проверке ФАС.
Пиар-директор Wargaming в России и СНГ Максим Колтонюк считает, что в последнее время стало модным использовать тему Великой Отечественной войны. «Политики, компании и прочие структуры строят свою идеологию и продвижение со слоганом «Деды воевали». Вполне резонно сказать, что подвиг нашего великого народа в качестве некой рекламы/рекламной кампании может выглядеть и пониматься неоднозначно».
Стоит отметить, что аудитория игр сильно отличается. World of Tanks за почти шесть лет существования смог собрать более 150 млн человек по всему миру, в «Проекте Армата» же, который был запущен в открытое бета-тестирование всего шесть месяцев назад, зарегистрировалось более 5 млн игроков из России и стран СНГ. Напряжение между двумя онлайн-играми про танки начало нарастать с января 2016 года. Тогда Mail.Ru запустила промоакцию, в рамках которой пользователи могли получить 2500 единиц «золота» в World of Tanks, если зарегистрируются в «Armored Warfare: Проект Армата» и сыграют один бой на технике шестого уровня.
В Wargaming восприняли акцию как шутку, поэтому на вопрос журналистов отправили скриншот страницы с Дашей-следопытом из одноименного мультсериала с подписью: «Давайте поможем ребятам найти новых игроков!» Но несмотря на это, от разработчиков World of Tanks последовала ответная акция, призывающая отказаться от почты Mail.Ru.
«Для более высокого уровня безопасности советуем вам сменить не просто адрес электронной почты, но и почтовый сервис (mail.ru, list.ru, и т. д.)», — говорилось в условиях акции. За перенос почты с Mail.Ru на другие сервисы игрок получал 30 тыс. единиц свободного опыта. Через несколько дней упоминание Mail.Ru пропало из описания акции.
Последним резонансным случаем в отношениях «Арматы» и World of Tanks стала реклама на целой полосе в «Коммерсанте». На странице размещен слоган «Make Love, Not WoT» и перевод «Делай любовь, не ВОТ». При этом WoT — сокращенное название игры World of Tanks, однако представители Mail.Ru Group уточнили, что «WoT — это устойчивое выражение Waste of Time (тратить время впустую)». Реакция от Wargaming последовала незамедлительно: «WoT это поворот. Нашим танкистам понравилось».
По мнению медиапродюсера и создателя телепрограммы «Игропром» Михаила Лисецкого, не стоит рассматривать подобные шутки как попытки вытолкать конкурента с рынка. Как считает эксперт, игроки скорее пытаются привлечь к себе внимание, используя в том числе скандальные инфоповоды.
Влад Массино