В прошлом месяце было перенесено треть номеров (327,4 тыс.) от общего количества поданных заявок (около 1 млн). Такие данные представил ЦНИИС, который собирает данные по услуге MNP (mobile number portability, смена мобильного оператора с сохранением номера).
По подсчетам «Известий», в августе количество перенесенных номеров оказалось максимальным с начала года. Если в каждый из месяцев первого полугодия число переходов не достигало 300 тыс., то в июле впервые превысило эту отметку, а в августе оказалось больше на 10%, чем в январе, и на 13% — чем в феврале. «Известия» направили запросы в Россвязь и ЦНИИС с уточнением причин и направлений перехода абонентов.
Ранее «Известия» писали, что каждому второму абоненту отказывают в переходе к другому оператору с сохранением своего номера. Часто SIM-карты оформлены не на тех людей, которые ими пользуются, могут быть ошибки в договоре или неоплаченные счета, поясняли операторы. Но эксперты отмечали, что сотовые компании зачастую просто саботируют переход к конкурентам — нередко, чтобы перенести номер, нужно предпринять не одну попытку.
За всё время существования услуги MNP с декабря 2013 года было подано 39 млн заявок на переход от одного оператора к другому с сохранением номера. При этом более 17 млн было удовлетворено, говорится в отчете ЦНИИС.
В сравнении с июлем в августе абоненты активизировались в части таких переходов, подтверждает руководитель департамента маркетинга и PR Danycom Елена Плеханова. Так, доля желающих перейти к Danycom за месяц увеличилась с 2,5 до 3,5% от общего количества заявок.
«ВТБ Мобайл» также отмечает рост притока абонентов со своим номером от других операторов, отметил его генеральный директор Максим Шарков. За последние два месяца количество переходов выросло почти в два раза. Руководитель оператора связывает это с возросшим спросом со стороны клиентов на услуги «ВТБ Мобайл». Среди них — бонусы на связь при использовании продуктов банка. Например, у оператора действует акция, при которой всем абонентам, перешедшим со своим номером, дарят 1 тыс. рублей на счет.
К Tele2 приходит больше абонентов, чем уходит, утверждает представитель компании Ольга Галушина. Рост интереса к услуге переноса номера можно объяснить тем, что клиенты «распробовали» этот сервис, отмечает она.
В августе объем клиентов, переносивших номера от оператора к оператору, действительно вырос по сравнению с июлем, соглашаются со статистикой ЦНИИС в пресс-службе Yota.
В «Мегафоне» связывают рост количества заявок на перенос номера с отменой режима самоизоляции и притоком посетителей в салоны связи, где и оформляются заявления на MNP. Действительно, согласно статистике ЦНИИС, в апреле — в основной месяц самоизоляции — количество поданных заявок и перенесенных номеров было в два раза меньше, чем в августе — 564,2 тыс. и 166 тыс. соответственно.
В пресс-службе «Вымпелкома» (бренд «Билайн») не наблюдают роста числа MNP в августе по сравнению с предыдущими месяцами. В МТС воздержались от комментариев.
Активность абонентов может быть обусловлена несколькими факторами, считает Елена Плеханова. Она связывает это с популярностью freemium-тарифов, обладателям которых предоставляется базовый пакет голосовых вызовов, интернет-трафика и SMS, но абонентская плата при этом отсутствует. Такая опция есть не у всех операторов, но она позволяет сэкономить, если мобильной связью абонент пользуется немного (например, при наличии второй SIM-карты).
Также на рост переходов влияют общеэкономические процессы, когда россиянам приходится оптимизировать свои постоянные ежемесячные траты, сокращение расходов за мобильную связь для многих начинает играть более весомую роль. На настроениях абонентов могло отразиться и недавнее повышение цен и ограничения на безлимитные тарифы некоторых федеральных операторов, допустила Елена Плеханова. О такой тенденции ранее писали «Известия».
Интерес к переносу номера усилился после окончания пандемии, фактически показав отложенный спрос на эту услугу, объясняет аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Во многом этому способствовали и сами операторы «большой четверки», объявившие о корректировке тарифов. При этом некоторые MVNO (mobile virtual network operator, виртуальный оператор, использующий физическую инфраструктуру другой сотовой компании), прежде всего из банковской сферы, предложили выгодные варианты по переходу — более привлекательные тарифы или бонусные выплаты за перенос номера, добавил аналитик.
Многие компании в попытке удержать клиента зачастую предлагают более выгодные варианты обслуживания, говорит Максим Савватин. Поэтому информированные абоненты, спекулируя переходом к другому оператору с более комфортными ценами, получают скидки на действующие тарифы у своей компании. Именно точечная работа с клиентом не дает удовлетворить 100% заявок на переходы, говорит он.
Активность абонентов летом была связана с наступившими отпусками, считает генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков. У граждан появилось время и возможности сменить своего оператора на более удобного для поездок. На смену оператора также влияли ценовые корректировки тарифов — абоненты таким образом пытались минимизировать свои затраты, считает эксперт.
В дальнейшем этот фактор может служить основанием для более активного перехода от оператора к оператору в осенне-зимний период, не исключает Денис Кусков. При этом он сомневается в том, что в IV квартале этого года будет резкий скачок вверх с точки зрения смены компаний абонентами.
Анна Устинова