Окружной суд Южного округа Нью-Йорка зарегистрировал коллективный иск от ЗАО "Первый канал. Всемирная сеть" ("дочка" "Первого канала", отвечающая за его распространение за рубежом), ЗАО "СТС Телесеть" (канал СТС), ЗАО "Новый канал" ("Домашний"), ЗАО "ТВ Дарьял" ("Че"), ООО "Телеканал "Дождь"", ООО "Вериселинтел" ("Ностальгия"), ООО "Акцепт" (РЕН ТВ) и ООО "Комеди ТВ" ("ТНТ Comedy"). Иск подан 16 февраля, его копия есть у "Ъ". Ответчиками выступают несколько компаний: Infomir (управляет сайтом infomirusa.com), Panorama TV (mypanorama.tv), Goodzone TV (gudzon.tv), Matvil Corporation (etvnet.com) и ее гендиректор Михаил Гайстер, Actava TV (actava.tv), Master Call Communications и ее гендиректор Руслан Цутиев. Собеседники "Ъ" в двух компаниях-истцах подтвердили подачу иска, пояснив, что изначально несколько телеканалов подавали отдельные иски, которые оказались схожи и были объединены в один в соответствии с американской юридической практикой.
Российские каналы обвиняют ответчиков в несанкционированной ретрансляции телепрограмм и использовании торговых марок на территории США. Ответчики "перехватывают спутниковый сигнал" вещателей в нарушение законодательства и распространяют его в США за ежемесячную плату, используя товарные знаки каналов в рекламных целях, говорится в иске.
Сайты принимают электронные платежи, после чего абоненту предлагается скачать IPTV-плеер или установить телеприставку. Истцы просят суд установить владельцев сайтов, прекратить незаконную ретрансляцию контента и возместить материальный ущерб. Оценка размера ущерба в иске не приводится, отмечено лишь, что она превышает $75 тыс.
Российские каналы в США сотрудничают с местными партнерами — кабельными и спутниковыми операторами, которые включают международные версии русскоязычных каналов в свои платные пакеты. Они есть, в частности, у DirecTV, Comcast, Verizon, Time Warner Cable, Cablevision. "В последнее время на американском рынке активно развиваются и OTT-операторы, многие из них распространяют контент нелегально, без договоров с правообладателями, не вкладывают средства в инфраструктуру и не гарантируют качественной трансляции сигнала. За счет этого им удается поддерживать существенно более низкие цены на пакеты русскоязычных каналов — $5-15 против $30-50 у традиционных кабельных операторов",— рассказал "Ъ" представитель "СТС Медиа" (СТС, "Домашний", "Че"). Сумму ущерба он не называет, отмечая, что вещание за рубежом является существенным источником выручки, а Северная Америка приносит более 30% поступлений от международной дистрибуции.
Поданный иск "будет не последним", добавляет гендиректор компании "Первый канал. Всемирная сеть" Алексей Ефимов. "Мы провели большую работу по инвентаризации пиратского сегмента рынка, обнаружили более ста операторов, которые используют интернет как средство доставки сигнала и воруют наш контент, заставляя людей платить за это деньги",— возмущается он.
Официальные партнеры "Дождя" в США — это сервисы Kartina.TV и ETVnet (фигурирует в коллективном иске), отмечает гендиректор телеканала Наталья Синдеева. С кабельными и спутниковыми операторами "Дождь" пока находится в процессе переговоров. "Конечно, пиратская трансляция наносит нам большой ущерб как в потере дохода, так и при переговорах с потенциальными партнерами. Помимо доходов от дистрибуции в сетях мы теряем доход и от прямых продаж нашей подписки в интернете",— указывает госпожа Синдеева.
В Matvil сообщили, что не располагают информацией об иске. Panorama TV, Goodzone TV и Actava TV не ответили на запросы "Ъ", связаться с Русланом Цутиевым не удалось.
В компании Infomir, штаб-квартира которой находится в украинской Одессе, "Ъ" сообщили, что не получали судебных документов и считают иск необоснованным. Компания, по словам ее представителя, производит IPTV-приставки, которые не обеспечивают неавторизованный доступ к защищенному контенту, а являются обычными проигрывателями широкого применения. В приставках нет ссылок на контент, они "используются различными компаниями по всему миру для предоставления широкого спектра услуг", продолжают в компании. Там также заявляют, что в рекламе Infomir на ее сайте, устройствах и софте не используются чужие торговые марки. Ситуация может нанести ущерб деловой репутации Infomir, заключает представитель компании: сейчас "ведется работа по определению степени ущерба и подготовке встречных исков".
Анна Афанасьева, Денис Скоробогатько