Доля россиян, не платящих за видеоконтент в сети, составляет 67%, говорится в исследовании компании BrandMonitor, специализирующейся на защите интеллектуальной собственности. Компания опросила 7,5 тыс. пользователей рунета в возрасте от 18 до 55 лет в восьми федеральных округах в марте 2018 года. Наиболее популярной площадкой для просмотра бесплатного видео оказались социальные сети, где контент потребляют 59% россиян. 49% опрошенных скачивают торренты, 33% заходят на пиратские сайты и только 9% оплачивают подписку на онлайн-кинотеатры.
Аудитория легальных источников контента растет, подчеркивает гендиректор BrandMonitor Юрий Вопилов: такие сервисы развиваются и становятся качественнее, а антипиратский закон позволяет блокировать нелегальные ресурсы. «Несмотря на общее стремление ругать блокировки как основной метод борьбы с незаконным контентом, они эффективны. Пользователи, которые испытывают трудности в поиске пиратского контента, все чаще выбирают авторизованные каналы»,— поясняет он.
Из тех, кто смотрит контент на легальных площадках, 52% пользователей посещают онлайн-кинотеатр ivi, 12% — Megogo, 8% — Okko, 4% — «Амедиатеку», 3% — Netflix. При этом ключевым критерием респонденты назвали эксклюзивность контента — при таком условии готовы платить 22%. Отсутствие рекламы важно для 16% опрошенных, а недоступность бесплатного контента вынудит платить 14% россиян.
«Пользователь, говорящий, что он готов заплатить исключительно за эксклюзивный контент, звучит для меня странно»,— не согласен гендиректор Megogo Виктор Чеканов. По его мнению, пользователи платят за контент, «актуальный и интересный для них прямо сейчас», а эксклюзивность здесь отходит на второй план. При этом он не ожидает, что стоимость контента может значительно вырасти в ближайшее время: «Мы не привязываем стоимость фильмов и подписок к валютным курсам. Скажу больше, на фоне скачков курса может снижаться покупательская способность, и для развлекательного сегмента повышение конечных цен в такой ситуации редко приводит к росту сборов».
Реже всего платят в сети пользователи в возрасте 18–34 лет: в этом сегменте 70% аудитории выбирают исключительно бесплатный контент. В аудитории 45–54 лет доля таких пользователей ниже, 59%. «Причины могут быть как в сравнительно низком доходе молодой аудитории, так и в большей осведомленности молодой аудитории о бесплатных ресурсах»,— предполагают в BrandMonitor.
Так, опрос показал, что 57% россиян не умеют пользоваться VPN, а скачивали такие сервисы 19% опрошенных. В возрасте 18–24 лет доля пользователей VPN составляет 22%, а в остальных возрастных категориях — почти в полтора раза меньше.
Но в последние дни на популярности VPN ощутимо сказалась блокировка Telegram, число покупок таких сервисов увеличилось в 10–15 раз, отмечает технический специалист «Роскомсвободы» Станислав Шакиров. В первую очередь на росте использования сказывается информационный шум: когда блокировали крупные пиратские ресурсы, например RuTracker.org, продажи VPN тоже росли, «но сейчас блокировку Telegram обсуждают из каждого утюга, и ажиотаж в итоге больше», поясняет эксперт.
Елизавета Макарова