«Платон» соберет мзду с перевозчиков Индии

Российская система взимания платы на автодорогах, подобная системе «Платон», будет внедрена в Индии в 2019 году. Это право она получила в результате победы в открытом конкурсе, объявленного Национальным агентством автомобильных магистралей Индии (NHAI). Внедрением системы в Индии займется компания РТИТС. Это - первый случай крупного несырьевого экспорта российских технологий в сфере транспортной телематики.

Российская система взимания платы на автодорогах, подобная системе «Платон», будет внедрена в Индии в 2019 году. Об этом сообщает оператор «Платона» компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) на своем сайте. Внедрением системы в Индии займется компания РТИТС. Она уже подписала соответствующий контракт с Национальным агентством автомобильных магистралей Индии (NHAI).

Выбор именно этой системы был осуществлен в рамках открытого конкурса. Помимо российского оператора в тендере участвовали также словацкая компания Skytoll, индийская компания Efkon India Pvt. Ltd. и венгерская компания National Toll Payment Services PLC. Как отмечает РТИТС, это - первый случай крупного несырьевого экспорта российских технологий в сфере транспортной телематики.

Проблемы на индийских дорогах, с которыми будет бороться российский «Платон»

В настоящее время в Индии насчитывается более 12 тыс. платных автотрасс. Въезд на них осуществляется через шлагбаумы, где «вручную» взимается плата за передвижение по трассе. В общей сложности в стране работает 460 таких пунктов сбора платы и ежедневно через них проходит 4–5 млн грузовиков.

Нынешняя система организации сборов приводит к пробкам. В результате снижается скорость перевозок и повышаются расходы водителей и грузоперевозчиков. Ежегодные потери от простоев в пробках достигают, согласно оценкам индийских властей, $14 млрд.

Индия уже предпринимает шаги к улучшению ситуации на автодорогах. В частности, сейчас в стране реализуется Национальный проект автодорожного строительства, в рамках которого обновляются и расширяются основные автомагистрали, а также повышаются стандарты дорожной сети. Теперь с пробками будет также бороться и система, аналогичная российскому «Платону». Она позволит взимать плату автоматически без задержки транспорта.

Особенности индийского аналога «Платона»

На первых порах аналог российского «Платона» будет работать только на транспортном коридоре Нью-Дели — Мумбаи протяженностью 1419 км. «Если технология докажет свою эффективность в борьбе с нынешними проблемами на индийских автомагистралях, то впоследствии она может быть развернута на всю страну», - заявил Ашиш Шарма, член правления NHAI.

Работы по развертыванию системы «Платон» на автомагистрали Нью-Дели — Мумбаи начались в январе 2019 года, запуск запланирован на апрель. Сейчас происходит технологическая интеграция российской системы и существующей в Индии системы FASTag, выполняется оцифровка существующих дорог, где будет поддерживаться безбарьерная оплата. На автомобили будут устанавливаться бортовые устройства на основе спутниковой системы ГЛОНАСС/IRNSS, разработанные специально под этот проект.

Помимо внедрения системы взимания платы, в Индии также будет протестирована система весогабаритного контроля и ряд других сервисов – тоже разработки РТИТС.

По оценке директора группы корпоративных рейтингов АКРА Максима Худалова, доработка и адаптация «Платона» для Индии может обойтись примерно в 10–15% от стоимости разработки, то есть в 2,9–4,4 млрд руб.

РТИТС зарабатывает не только на установке системы, но и на ее обслуживании. Согласно экспертным оценкам, размер потенциальных поступлениях от эксплуатации системы в Индии может составить до $2–3 млрд ежегодно.

История создания российского «Платона»

Проект государственно-частного партнерства по созданию системы «Платон» стартовал в сентябре 2013 года, сама система заработала два года спустя. Сбор платы в рамках созданной системы осуществляется за передвижение по федеральным автомобильным дорогам России, общая длина которых составляет 50,8 тыс. км.

Система «Платон» работает на основе космических навигационных систем ГЛОНАСС и GPS. Плата взимается с машин весом свыше 12 тонн за вред, причиненный федеральным трассам.

Первоначально предполагалось, что оператором созданной системы «Платон» станет победитель, выявленный в ходе конкурса. В сентябре 2013 года куратор проекта «Росавтодор» даже объявил соответствующий тендер. Однако летом 2014 года конкурс был отменен, и правительство назначило оператором компанию РТИТС. Было установлено бюджетное финансирование в поддержку проекта; оно составило 10,6 млрд рублей ежегодно в течение 13 лет.

Компания РТИТС была образована 24 июля 2014 года. Чуть более 50% принадлежало «Ростеху», а оставшаяся доля — компании «РТ-Инвест». Последняя, в свою очередь, также на 25,01% принадлежала «Ростеху», а на 74,99% — управляющей компании «Царицын капитал». Три месяца спустя, в начале ноября 2014 года, «Ростех» снизил долю своего прямого участия в РТИТС до 25%, а затем и вовсе самоустранился. В результате, в настоящее время 50% РТИТС принадлежит «РТ-Инвест», а другие 50% перешли Игорю Ротенбергу. Совладельцами самой РТИТС являются: «РТ-Инвест» (50%), Игорь Ротенберг (23,5%), Андрей Шипелов (19%) и гендиректор компании Антон Замков (7,5%).

С момента запуска «Платона» в ноябре 2015 года в дорожный фонд было собрано 66 млрд руб. Инвестиции в создание системы составили 29 млрд руб.

Планы дальнейшего экспортного развития

Еще в конце 2017 года совладелец ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Игорь Ротенберг, заявил в Нью-Дели, что разработки компании изначально создавались с высоким экспортным потенциалом. Он отмечал, что система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и уже тогда вызвала заинтересованность у ряда государств, в том числе Индии.

В настоящее время РТИТС рассматривает возможность участия еще в нескольких международных конкурсах, рассчитывая на высокий экспортный потенциал своих разработок.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Интеграция

Ключевые слова: GPS-мониторинг транспорта, мониторинг транспорта