В 2014 г. в России был принят ряд нормативно-правовых актов, задачей которых было закрыть анонимный доступ к публичному Wi-Fi. Для этого компаниям следовало обеспечить обязательную идентификацию всех пользователей при подключении к Wi-Fi в общественных местах. С этой целью были приняты федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 г., постановление правительства № 758 от 31 июля 2014 г. и постановление правительства № 801 от 12 августа 2014 г., а также внесены изменения в закон №126-ФЗ «О связи».
Установленные с 2014 года правила для размещения бесплатных точек доступа к Интернету действуют для всех юридических лиц – компаний крупного, среднего и малого бизнеса. В соответствии с действующим законодательством, доступ к публичным беспроводным сетям Wi-Fi должен предоставляться только при условии идентификации личности абонента.
Новый сервис «Ростелекома» для компаний малого бизнеса призван упростить организацию такой идентификации. Новая услуга рассчитана на небольшие компании из центральной России - рестораны, магазины, торговые центры, гостиницы и т.п. По закону такие организации должны обеспечивать идентификацию пользователей в сети самостоятельно.
Решение от «Ростелекома» позволяет настроить идентификацию пользователей в Wi-Fi-сети любым доступным способом. Идентификация может быть проведена по номеру телефона — с помощью разового кода, присланного в SMS-сообщении, или звонка, на который нужно ответить. Возможна также идентификация через учетную запись на портале госуслуг или по паспортным данным.
Новое решение «Ростелеком» по идентификации пользователей бесплатного Wi-Fi можно интегрировать с уже имеющимся у заказчика оборудованием и сетью Wi-Fi. Не имеет также значения, кто является интернет-провайдером, потому что услуга является универсальной. Единственное дополнительное оборудование, которое придется установить заказчику на месте, -это дополнительный коммутатор; его установят специалисты «Ростелекома» в существующую сеть.
Если у заказчика еще нет сети Wi-Fi и соответствующей инфраструктуры, «Ростелеком» предлагает услугу «под ключ». В рамках предлагаемого сервиса оператор предоставляет необходимое оборудование, обеспечивает доступ в интернет с аутентификацией пользователя и техническую поддержку.
Предлагаемый «Ростелекомом» процесс авторизации пользователя через «Идентификацию как сервис» Александр Яресько, директор Центра компетенций по продуктам и пресейлу МРФ «Центр» ПАО «Ростелеком», охарактеризовал как интуитивно понятный.
В 2018 году Роскомнадзор совместно с радиочастотной службой проверил в общественных местах более 52,5 тыс. точек доступа Wi-Fi. Охват мест, выбранных для проверки, был на 35 % больше, чем в 2017 году.
Нарушения в 2018 году были выявлены примерно в 1,6 тыс. случаев — 3,13 % от общего объёма проверенных точек. По результатам проверки выяснилось, что количество хот-спотов, работающих без идентификации пользователей, сократилось в два раза.
Необходимо отметить, что согласно Кодексу административных правонарушений, отсутствие идентификации пользователей при получении доступа к публичному Wi-Fi карается штрафами. Для граждан штраф составляет от 2 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц — от 5 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Решение от «Ростелекома» не является абсолютно новым для рынка. Первые предложения по идентификации пользователей Wi-Fi появились осенью 2014 г., сразу после вступление в силу новых правил. Например, в октябре с таким предложением выступил стартап «Честный Wi-Fi». Затем появились аналогичные пропозиции от HotWi-Fi, прошедшего акселерацию в Фонде развития интернета, BrandWi-Fi, WiFly и др. В июне 2015 г. еще одна российская компания такого профиля — Freee SocilaBox, занимающаяся продвижением решений для организации точек доступа Wi-Fi «под ключ» — получила инвестиции в размере 2,5 млн руб.