M2M-сервисы уже достаточно популярны на российском рынке; в то же время, его формирование фактически только начинается. Примерами объектов, использующих такие сервисы операторов связи, являются: банкоматы, платежные- и торговые терминалы; внедряемые в ЖКХ датчики расхода электроэнергии, горячей и холодной воды; промышленное оборудование и инженерные системы; автомобильный, железнодорожный и речной транспорт; охранные системы; вендинговые автоматы любых типов и др. Во всех подобных случаях организации-владельцу необходимы удобные средства для автоматического мониторинга состояния SIM-карт, анализа журналов работы, централизованного управления пакетами подключенных услуг. Именно для решения этих задач и предназначена М2М-платформа «Плюс Один».
Данная платформа представляет собой программно-аппаратный комплекс, непосредственно взаимодействующий с основными элементами технической инфраструктуры оператора связи, включая биллинг. Это позволяет получать всю необходимую информацию в режиме реального времени, проводить ее обработку и предоставлять пользователю результаты через удобный Web-интерфейс. В настоящее время система дает возможность отслеживать состояние SIM-карт, дистанционно включать и отключать их, управлять пакетом услуг для индивидуальных карт и логических групп (например, «Банкоматы в Санкт-Петербурге»), устанавливать лимиты на объем трафика и другие накопительные характеристики. Можно настроить автоматические уведомления должностных лиц о нарушении установленных ограничений и других событиях. Более того, имеются гибкие средства анализа журналов и удобная система присваивания мнемонических имен каждой карте. Для разграничения доступа применяется настраиваемая пользователем система ролей. Особо отметим, что М2М-платформа и система мониторинга полностью совместимы с популярной у корпоративных заказчиков кредитной схемой оплаты услуг связи.
Уже сегодня M2M-платформа полностью отвечает требованиям крупного оператора сотовой связи к производительности и масштабированию. В частности, на одном контракте поддерживается до 100 тыс. SIM-карт, а каждый узел системы способен обслуживать до 1 млн. абонентов. Web-портал системы, к которому можно подключить до 20 региональных узлов, поддерживает до 10 тыс. одновременных пользовательских сессий, обрабатывая в секунду до 1000 обращений пользователей и обеспечивая время отклика не более 5 секунд.
Отметим, что пользователям платформы, интеграторам и независимым разработчикам ПО доступен набор интерфейсов прикладного программирования (API), позволяющих создавать модули для контроля состояния и обмена данными с прикладным ПО.
Планы дальнейшего развития М2М-платформы «Плюс Один» предусматривают включение функций управления голосовыми сервисами, а также совершенствование механизма управления ролями. В результате, на основе М2М-платформы «Плюс Один» можно будет создавать универсальные и отраслевые решения по непрерывному мониторингу и управлению всеми средствами мобильной связи организации.
О центре создания и развития виртуальных операторов мобильной связи «Плюс Один»
Центр создания и развития виртуальных операторов мобильной связи (MVNO) «Плюс Один» (www.plusodin.ru) основан в 2010 году. Цель компании – сформировать пул MVNO, ориентированных на различные потребительские сообщества массового и корпоративного сегментов рынка. С 2011 года важным направлением развития компании «Плюс Один» стали разработка собственной высокопроизводительной M2M-платформы и её применение как инфраструктуры для современных M2M-сервисов. Финансирование проекта осуществляет группа частных инвесторов.