«МойОфис» разработал редактор документов и почтовый клиент для мобильной версии операционной системы KasperskyOS. Об этом «Известиям» рассказал генеральный директор компании Дмитрий Комиссаров. Эти продукты стали одними из первых пользовательских программ от стороннего разработчика для мобильной ОС, разработкой которой занимается «Лаборатория Касперского» (ЛК), и первыми офисными утилитами для нее вообще.
— «МойОфис» адаптировал свои приложения под KasperskyOS с учетом кибериммунного подхода к безопасности, что позволило нам сосредоточиться на функциональности, не расходуя ресурсы на интеграцию средств защиты информации. Наше ПО стабильно работает в среде KasperskyOS. Сроки выпуска коммерческих продуктов «МойОфис» для платформы KasperskyOS будут зависеть от графика выпуска самой операционной системы, — сказал Дмитрий Комиссаров.
В ЛК подтвердили разработку ПО и отметили, что, несмотря на узкую специализацию пользователей их системы, им нужно иметь доступ к различной документации, а значит, требуется наличие офисного пакета программ.
Участники рынка информационной безопасности и программного обеспечения считают разработку программ для ОС важным этапом.
— Сама по себе операционная система без прикладного ПО никому не нужна. Даже написать текст или отправить электронную почту из «голой» ОС — серьезная проблема, — пояснил руководитель отдела продвижения продуктов компании «Код Безопасности» Павел Коростелев.
Похожего мнения придерживается и исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин. Создание драйверов для всевозможных устройств и прикладного ПО — ключевая проблема для всех новых операционных систем, добавил председатель совета директоров «Базальт СПО» Алексей Смирнов.
KasperskyOS от ОС общего назначения вроде Linux или Android отличается более высоким уровнем безопасности. Он обеспечивается за счет изоляции компонентов ОС, благодаря которой они не могут влиять друг на друга. Все их взаимодействия контролируется на уровне микроядра, основной части системы, которая определяет, какому приложению к каким функциям разршен доступ. Таким образом, взломанная программа не сможет получить доступ к функциям, выполнение которых ею не предписано. В ЛК это свойство называют кибериммунностью. Доверенные функции определяются политикой безопасности, прописанной разработчиками ОС. Создание системы ведется с 2002 года. О работах над мобильной версией стало известно в конце 2019 года.
В компании «МойОфис» также отметили, что коммуникаторы под управлением KasperskyOS используют распространенные процессоры на микроархитектуре ARM (лежит в основе подавляющего большинства процессоров для мобильных устройств). В перспективе это дает возможность выпуска разнообразных устройств на базе системы, сказал Дмитрий Комиссаров.
По словам руководителя управления корпоративных продуктов на базе Kaspersky OS Дмитрия Лукияна, операционная система тестируется на устройствах разного форм-фактора. Прототипы устройств будут представлены до конца осени этого года, добавил специалист. Некоторые из них будут похожи на смартфон или планшет. Компания работает в этом направлении с несколькими производителями оборудования устройств, в том числе и с российскими — создавать смартфоны и планшеты самостоятельно компания не планирует.
— Сейчас мы умеем запускать ОС на нескольких платформах, изучаем вопрос применения KasperskyOS в устройствах разного форм-фактора. В основном в тех, которые используются в промышленности и других В2В-рынках, — сказал Дмитрий Лукиян. — В частности, мы рассматриваем применение на производстве для организации управления различными устройствами промышленного интернета вещей. Уже сейчас мы видим потребность в таких решениях для регулярных осмотров оборудования, а также для предиктивной аналитики при его обслуживании.
В компании добавили, что мобильные устройства под управлением их ОС не будут конкурировать с Android-смартфонами или iPhone. По словам Дмитрия Лукияна, они предназначены для выполнения узкоспециализированных задач, где требуется высокий уровень информационной безопасности: например, при работе с медицинскими приборами.
— Мне кажется очевидным, что это будет вторым устройством в кармане, которое будет выдаваться на предприятии для выполнения определенных задач. Вряд ли правильно, чтобы врач управлял инсулиновой помпой пациента с помощью личного телефона, работающего на массовой операционной системе, в которой регулярно находятся уязвимости, — сказал специалист.
Потребность в защищенных ОС на рынке есть, отмечают в отрасли. По словам Рената Лашина, с цифровой трансформацией всех сфер потребность в таких системах тоже будет расти. Сейчас они нужны как минимум в государственном секторе и сфере критической информационной инфраструктуры, уточнил Павел Коростелев.
— Подход предоставления изначально защищенной ОС исключительно правильный и нивелирует многие виды угроз. Но есть вопрос в обеспечении прикладным программным обеспечением, — отметил эксперт.
Впрочем, оценивать уровень защищенности той или иной ОС до завершения процедур проверки в системах сертификации по защите информации рано, заметил руководитель перспективных исследований ГК Astra Linux Роман Мылицын.
— В России есть различные защищенные ОС — например, сертификаты Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Министерства обороны имеют «Альт» и Astra. Сертификаты ФСТЭК есть также у «РедОС» и РОСА. Хорошо, если KOS расширит этот список, — сказал Алексей Смирнов.
В ЛК отметили, что работы в направлении сертификации уже идут. Компания планирует передать версию на процедуру во ФСТЭК в конце 2022-го или начале 2023 года.
Роман Кильдюшкин