На конгрессе Всероссийского союза пациентов (ВСП) в рамках круглого стола по телемедицине было принято решение создать рабочую группу, которая будет отвечать за разработку алгоритма будущих клинических рекомендаций по применению цифровой медицины на территории России. После утверждения в Минздраве документ отправят всем главным специалистам здравоохранения для доработки и включения в новые стандарты лечения, рассказала «Известиям» руководитель комитета «Пациентоориентированная телемедицина» при ВСП Ирина Каргальская.
— Это нужно для того, чтобы специалистам было легче ориентироваться в телемедицинских формулировках. Алгоритм позволит расширить применяемые практики телемедицины: не только первичные консультации онлайн и консультации «врач–врач», но и такие важные вещи для хронических больных, как дистанционный мониторинг и телереабилитация. Очень важно, чтобы эти рекомендации в результате появились в тарифах ОМС, а врачу было выделено определенное время в день на проведение дистанционной консультации пациентов. Надеемся, к началу марта клинические рекомендации будут представлены в Минздрав, — рассказала Ирина Каргальская.
Сейчас телемедицинские сервисы не включены в стандартные клинические рекомендации и стандарты оказания медицинской помощи. Поэтому чрезвычайно трудно добиться от территориальных ФОМС их оплаты, отметил гендиректор Ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний» Борис Зингерман.
— Экспертная группа подготовит типовые предложения по включению технологий дистанционного мониторинга и ведения пациентов во все основные клинические рекомендации. Сейчас как раз благоприятный момент для этого — ведь в течение 2021 года должна быть завершена доработка по большинству из них, — сообщил эксперт.
На данный момент уже ясно, что клинические рекомендации точно будут представлены в таких областях, как нефрология и трансплантология, пояснила Ирина Каргальская.
Задача состоит в том, чтобы общение с врачом с применением цифровых технологий было максимально правильно организовано и своевременно использовано в лечении пациентов, которые нуждаются в пристальном наблюдении и коррекции лечебной тактики вне стационара, сказал «Известиям» главный внештатный специалист-трансплантолог Минздрава Сергей Готье, который возглавляет Научно-практический совет ведомства.
— Все наши пациенты, носители трансплантированных органов, должны иметь возможность постоянно контактировать с лечащим врачом, — подчеркнул он.
Цифровая медицина и телемедицинское общение между врачами давно уже повседневная практика. Сегодня важно прописать алгоритм, при каком состоянии пациент должен обратиться к врачу онлайн, а врач вмешаться в ситуацию, пояснил эксперт.
— Успех трансплантации любого органа во многом зависит от того, насколько здраво пациент оценивает происходящие с ним события. И возможность вовремя получить правильный совет от врача определяет дальнейший прогноз, — отметил Сергей Готье.
«Известия» отправили запрос в Минздрав и ФОМС с просьбой разъяснить позицию по данному вопросу.
Потребность людей в медицинских онлайн-услугах во время пандемии коронавируса возросла. По данным аналитиков платежного сервиса CloudPayments, спрос на онлайн-услуги в медицине увеличился в 10 раз с марта по ноябрь. Эксперты отмечают, что самыми популярными онлайн-услугами стали запись на срочный тест на COVID-19, вызов врача на дом и онлайн-консультации специалистов.
В рамках исследования (есть в распоряжении редакции) были обработаны данные о трансакциях 150 клиник, медицинских центров и телемедицинских сервисов. В этом году первый пик роста спроса на медицинские услуги в онлайне пришелся на первую волну коронавируса в апреле-мае, отметили аналитики. В апреле по сравнению с мартом количество онлайн-трансакций по этой товарной категории выросло на 149%. В мае спрос вырос еще на 22%. Следующий серьезный всплеск интереса к медицинским онлайн-услугам пришелся на осень 2020 года. В сентябре по сравнению с августом количество трансакций возросло на 261%.
Аналитики связывают рост числа обращений к платным медицинским онлайн-услугам с перегруженностью системы ОМС, высокой опасностью заражения коронавирусом при очном посещении больниц и поликлиник и необходимостью соблюдать самоизоляцию для некоторых категорий граждан. При этом за весь период с марта по ноябрь стоимость среднего чека сократилась более чем в четыре раза из-за падения доходов населения в результате пандемии, говорится в исследовании.
Телемедицина должна удешевить некоторые виды медицинских услуг, сократить географические расстояния, снизить число очных визитов к врачам и количество заражений пациентов, считает Ирина Каргальская.
— Сегодня избыточная смертность, которая проявляется в некоторых нозологиях, связана в том числе с тем, что пациенты боялись идти в медучреждения, а к кому-то не успевала приехать «скорая», — сказала она.
Очень важно закрепить место телемедицинских технологий в тарифах ОМС и в клинических рекомендациях, соглашается Борис Зингерман.
— Если же говорить более широко, то, для того чтобы телемедицина в России перестала топтаться на месте, оставаясь лишь «запасным выходом», как в случае пандемии, необходимы серьезные, но быстрые изменения: ментальные, законодательные и технологические, — отметил он.
Телемедицина в умах многих остается в лучшем случае разговором с врачом по скайпу, считает сопредседатель ВСП Ян Власов.
— А это не общение по скайпу, а система отношений между пациентом и врачом, медицинским учреждением и страховой компанией, врачом и страховой компанией, врачом и пациентом, — отметил он.
В России сейчас есть несколько моделей телемедицины, которые предлагают общественные организации, страховые компании и бизнес-структуры, поясняет Ян Власов. Некоторые страховые компании включают телемедицину в пакеты ДМС. Но с точки зрения общей системы трудно говорить о том, что существует некая понятная и рабочая модель, заключил он.
Вероника Кулакова