В только что опубликованном проекте приказа ведомство подробно прописало процедуру подачи документов в электронном виде. Компании, работающие в этой сфере, уверены, что электронный документооборот значительно облегчит и ускорит получение лицензий.
Cогласно предложениям ФСБ, оформить лицензию на разработку и производство шифровальных или криптографических средств можно будет онлайн через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Образцы заполнения электронной формы заявления будут размещены на Едином портале и сайте ФСБ. "Формирование заявления в электронной форме осуществляется заявителем посредством заполнения на Едином портале его электронной формы и прикрепления к нему электронных образов документов без необходимости дополнительной подачи заявления на бумажном носителе", - говорится в проекте приказа. Все документы нужно будет обязательно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.
Перечень документов, необходимых для получения лицензии, не изменился. Сроки получения ответов от ведомства также остались прежними: в частности, онлайн-лицензия будет выдана в течение 45 рабочих дней (тот же срок отводится ми на возможный отказ). Решение о переоформлении ФСБ примет в течение 10 рабочих дней, если организация будет разрабатывать криптографические средства по месту, указанному в заявлении, либо в течение 30 рабочих дней, если компания намерена заниматься этим по другому адресу.
Поступившие в режиме онлайн заявление и документы заявителя регистрируются в тот же рабочий день или на следующий после получения. В каком виде получить ответ от Центра лицензирования - также онлайн или на бумаге - заявитель может выбрать сам. Лицензии, полученные в электронном виде, будут иметь такую же юридическую силу, как и бумажные.
"Факт предоставления лицензии подтверждается внесением записи в реестр лицензий. В течение трех рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий исполнитель направляет уведомление о предоставлении лицензии заявителю по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Если в заявлении о предоставлении лицензии заявитель указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет заявителю выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью", - отмечается в тексте проекта нового регламента ФСБ.
Целью нового нормативно-правового акта ФСБ является исполнение закона о внедрении реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности. "Я прочитал проект с позиции получателя госуслуги. Не увидел там существенных изменений по сравнению с ныне действующим регламентом. Это технологические изменения, а не качественные", - говорит заместитель гендиректора ООО "Криптоком" Игорь Устинов.
По словам руководителя группы консалтинга Cross Technologies (компания предоставляет услуги по обеспечению информационной безопасности предприятий) Елизаветы Тутовой, это хорошая инициатива со стороны ФСБ. "Подача документов по лицензированию в электронном виде, во-первых, сэкономит время, а во-вторых - природные ресурсы. Сроки, прописанные в проекте регламента, вполне реалистичны. Надеемся, что Центр лицензирования сможет соблюдать их. Процедура подачи документов, порядок оказания услуг и взаимоотношения органов и заявителей прописаны достаточно полно и не требуют изменений", - считает Елизавета Тутова.
Общественное обсуждение проекта приказа ФСБ о регламенте лицензирования разработки и производства шифровальных или криптографических средств продлится до 18 декабря 2020 г.
Анастасия Самсонова