В поддержку этой версии в России выступил даже крупнейший в стране Сбербанк РФ. На днях появилось сообщение, что возле отделений Сбербанка по всей России появятся покестопы со специально установленными модулями, которые будут привлекать питомцев Pokemon Go. Они будут работать в течение всего дня, и там можно будет поймать недостающих «зверушек». Тем же, кто будет исследовать город во время игры, Сбербанк пообещал предоставить страховку от несчастного случая, открыв для этого специальный сайт #SBERBANKGO, где можно активировать бесплатную страховку.
Правда, на официальном сайте ничего не сообщалось о начинании, а представители службы поддержки Сбербанка РФ отвечали по горячей телефонной линии, что им ничего не известно о новом предложении, хотя новость уже облетела весь мир. Зато буквально следом Цифровой банкинг Сбербанка был признан лучшим в четырех категориях при голосовании по престижной премии журнала Global Finance по Центральной и Восточной Европе. Совпадение или «тонкая» игра PR-службы Сбербанка, которая на волне популярности Pokemon Go вовремя напомнила всему миру о своем цифровом имидже? Ответа на этот вопрос явно не будет. Но сомнения, что это случайное совпадение, возникают.
Святослав Островский, глава департамента «Банк XXI» Сбербанка, выступает на FinovateSpring 2016 в Сан-Хосе, Калифорния
Впрочем, желание получить «долю PR» на популярной игре – это очевидный шаг со стороны компаний. Но параллельно происходят и другие события. Например, некоторые пользователи смартфонов Apple, которые регистрировали игру Pokemon Go через Google, обнаружили, что Niantic, разработчик игры Pokemon Go, получает полный доступ к учетной записи пользователя – почтовой службе Gmail, облачному хранилищу Google Drive, паттернам использования картографического сервиса Google Maps, коллекции фотографий Google Photos, другим онлайн-сервисам Google. Как сообщает журнал Fortune, это позволяет Niantic беспрепятственно читать, например, содержимое почтового ящика пользователя, отправлять от его имени почтовые сообщения и даже анализировать поисковые запросы и историю перемещений. Поскольку сервис Google часто используется также для корпоративных целей, эта «оплошность» выглядит как очевидная брешь в системе безопасности смартфона.
Правда, представители компании Niantic поспешили успокоить пользователей, сообщив, что это всего лишь недоразумение, что программа установки ошибочно запрашивает разрешения и в следующей версии «оплошность» будет устранена. Но… пик популярности уже достигнут, поэтому большинство пользователей уже «отдали» свои разрешения. Данное заявление больше смотрится как извинение перед пользователями, чем как реальная мера для устранения проблем.
Была ли случайно оставлена брешь или нет? Ответа мы наверняка не получим, но стоит вспомнить, что о Google ходят разные слухи, в том числе, что компания иногда занимается разработками «двойного назначения». Не было ли здесь умысла?
Почему вдруг всплыла Google – ведь компания является «пострадавшей» в этой истории? Потому что компания Niantic, Inc., американский разработчик из Сан-Франциско, известный своими играми для мобильных устройств с элементами дополненной реальности, была основана в 2010 году под именем Niantic Labs именно как внутренний стартап в Google, и только в прошлом году она была выделена в независимую фирму.
«Неужели Pokemon Go может использоваться как «жучок»?» - задают теперь вопрос эксперты по безопасности. Вряд ли. Мир находится на стадии развития мобильных игр с дополненной реальностью, поэтому говорить о полноценном слежении с помощью игр сейчас рано. Но то, что на базе этой игры может вестись отработка новых технологий, можно не сомневаться.
Косвенным признаком этого утверждения является то, что по сообщению российских пользователей, запуск игры на платформе Android ведет к «сильному торможению» работы смартфона даже при использовании флагманских, наиболее оснащенных моделей. Android-версия Pokemon Go выпускалась явно во втором эшелоне, основные усилия были направлены на выпуск версии для Apple. Как известно, этот бренд наиболее распространен на территории США, поэтому если отработка новых технологий ведется, то целевой аудиторией, подлежащей оценке, являются именно американские пользователи. А все остальные «причастные» просто стараются не упустить свой шанс, чтобы сыграть на популярности Pokemon Go.
Пикачу можно ловить даже в McDonald’s