Российский рынок мобильных устройств в этом году впервые после кризиса 2008 года сократится и в штучном, и в денежном выражении (на 6-8% по обоим показателям) по сравнению с 2013-м, следует из отчета по рынку мобильных телефонов и смартфонов крупнейшего российского сотового ритейлера "Евросеть".
По итогам прошлого года в России было продано 41,6 млн телефонов и смартфонов (на 1% меньше, чем в 2012-м), что в денежном выражении эквивалентно 225 млрд руб. (прирост в 10%), говорится в отчете. На положительную динамику рынка в денежном выражении оказал влияние рост доли смартфонов, которые заняли 47% в количестве и 82% в выручке продаж всего рынка в 2013 году. Рост этого сегмента составил 53% в количественном выражении — до 19,6 млн штук — и 35% в денежном — до выручки в размере 185 млрд руб. В то же время смартфоны в среднем продолжают дешеветь и становиться доступнее: так, в декабре уже более 10% устройств, проданных на рынке, приходилось на бюджетный сегмент (аппараты стоимостью до 2 тыс. руб.).
При этом средняя цена смартфона упала за год на 12% до 9,4 тыс. руб.
В конце прошлой недели своими выводами об итогах года поделился конкурент "Евросети" сеть "Связной". По его подсчетам, в прошлом году было продано около 39 млн мобильных устройств на сумму 215 млрд руб. Таким образом, в натуральном выражении продажи сократились на 1%, а в денежном обороте выросли на 12%, оценивает "Связной".
Но, похоже, столь благополучные времена в прошлом. Выручка ритейлеров от продаж мобильных устройств растет, но уже не такими темпами, как раньше. Согласно предварительной аналитике "Евросети", объем рынка телефонов и смартфонов может уменьшиться в 2014 году до 38-39 млн устройств, что в денежном выражении будет эквивалентно примерно 200-210 млрд руб. По первому показателю рынок впервые может откатиться на уровень ниже 2011 года. В текущем году рынок откатится на показатели ниже уровня 2011 года, добавляет президент "Евросети" Александр Малис. "В 2014 году рост продаж смартфонов будет незначительным, что станет абсолютно нормальным явлением: ни один рынок не может постоянно демонстрировать двух- и трехзначные цифры динамики развития",— передал "Ъ" гендиректор группы "Связной" Майкл Тач. В то же время, по его мнению, активно будут расти отдельные категории устройств, например, LTE-смартфоны.
Выводы "Евросети" подтверждают наблюдения "Ъ" о падении потребительской активности, снижении спроса и темпов роста розничных продаж. В пятницу, отчитываясь о результатах продаж, крупнейший продавец бытовой техники и электроники "М.Видео" признал "снижение потребительской активности, в особенности в регионах". Еще раньше так же поступил лидер российского продуктового ритейла "Магнит", впервые за долгое время зафиксировав снижение потребительской активности и переориентацию покупателей на более дешевые товары.
2014 год окажется неблагоприятным для всего рынка, скептичен Александр Малис. Этот год станет последним для многих региональных и локальных сетей. Оставшиеся игроки, которым удастся выйти за ноль, могут считать это большим успехом, рассуждает он. Последний раз подобные потрясения происходили в кризисные 2008-2009 годы, после чего рынок сотового ритейла претерпел радикальные изменения. Так, обанкротились и были вынуждены уйти с рынка даже некоторые его лидеры, такие как Dixis, "Бета Линк" и "Цифроград", а крупнейшие российские сотовые операторы приступили к активному строительству собственной сотовой розницы.
Роман Рожков