Издание «КоммерсантЪ» рассказывает по информации своих источников о том, что Яндекс запустил тестирование загрузки контента от пользователей (UGC, user-generated content) в стриминговый сервис «Яндекс.Музыка». Предполагается, что в компании рассчитывают начать выкладывать музыку в общественный доступ, проверяя загруженные композиции на соблюдение авторских прав и помечая их как пользовательские записи. Комментариев по теме от представителей «Яндекса» нет.
Один из источников «Ъ» полагает, что с помощью UGC должно произойти расширение каталога «Яндекс.музыки», который заметно сократился после начала специальной военной операции на территории Украины и последовавших вслед за этим санкций – зарубежные правообладатели, такие как Sony Music, WARP и другие отзывают композиции из стриминговых сервисов, иногда на те же шаги идут и непосредственно музыкальные коллективы – в их число попала группа Pink Floyd.
Преобладающее число музыкальных сервисов не дает возможности пользователям самостоятельно загружать треки для всеобщего прослушивания напрямую. Для попадания в музыкальные каталоги, не заключая контракт с лейблами, требуется воспользоваться посредничеством платформ цифровой дистрибуции, к примеру, TuneCore или Zvonko Digital.
Возможность загружать треки независимым музыкантам предоставляет SoundCloud, зарегистрированный в Германии. Если обычно для использования подобных площадок необходимо оплатить комиссию или внести плату по определенному тарифу, то в данном сервисе существует отдельная подписка непосредственно на загрузку музыки, помимо подписки, требующейся для того, чтобы слушать загруженные музыкальные композиции.
«Яндекс» позволяет подписчикам загружать собственные треки еще с 2017 года, но на данный момент пользовательские записи остаются в личном кабинете, не попадая в каталог для общего пользования. Такая функции предназначается для прослушивания музыки, приобретенной на других ресурсах, а также для загрузки собственных треков. В «VK Музыке» тоже есть возможность для добавления пользовательских аудиозаписей, но они обособляются от лицензионных композиций, доступных для прослушивания.
Эксперты уверены, что у стриминговых сервисов есть заинтересованность в работе «по гибридной модели» - не только сотрудничая с правообладателями контента, распространяющими контент, но и распространяя контент самостоятельно. При условии отсутствии монетизации, размещение пользовательских треков навряд ли поспособствует ухудшению отношений компании с дистрибуторами. Впрочем, без монетизации данная опция будет представлять интерес только для начинающих и узконаправленных музыкантов, не обладающих широкой аудиторией. Хотя, если записи будут подвергаться качественной каталогизации и впоследствии продвигаться с помощью рекомендательного сервиса, это может стать дополнительным способом продвижения.
Однако эксперты сомневаются, что контент, загружаемый пользователями, может всерьез представлять интерес для массового слушателя – в большинстве своем то, на чем можно заработать, уже ассоциируется с определенными лейблами и размещается от их лица. Также они предрекают вероятность конфликтов между музыкантами и стриминговым сервисом, которые изначально загружали треки в сервис, а уже позже заключали контракты с лейблом.
Борьба с пиратством уже отработана в ряде других аналогичных платформ, размещающих авторский контент – например, может использоваться система премодерации и санкции в случае размещения пиратского контента вплоть до бана. При этом заключение договора на эксклюзивные права на таких площадках не требуется.