В исследовании принимали участие ОАО «РВК», Data Insight, «PwC Россия», ФОМ, ГУ «Высшая школа экономики», E.Ventures и Fast Lane ventures. Оно основано на интервью 80 российских и международных игроков рынка, таких как eBay, KupiVip.ru, Otto Group, Ozon.ru, Svyaznoy.ru, YvesRocher, а также ряда поставщиков маркетинговых, логистических, платежных, образовательных и прочих услуг.
«На первый взгляд российская электронная коммерция кажется скромным рынком ($10,5 млрд в 2011 г.) по сравнению с развитыми аналогичными рынками Франции ($50 млрд), Великобритании ($80 млрд), США ($200 млрд). Тем не менее бренды и фонды начали инвестировать очень большие средства в этот сектор. Но если смотреть в будущее, такое положение дел перестает казаться парадоксом. До конца десятилетия рынок вырастет в несколько раз, и в долгосрочной перспективе превысит отметку в $100 млрд», – заявил главный редактор East-West Digital News Адриан Хенни.
Исследование не только представляет широкий спектр данных по рынку электронной торговли, который в прошлом году составлял $10,5 млрд и может достичь суммы в $50 млрд до конца десятилетия. Впервые раскрываются проверенные данные об обороте ряда игроков рынка: например, сайта Vseinstrumenti.ru, которого исследование выявило как полноценного участника топ-10, а также KupiVip.ru, оценки оборота которого варьировались до сих пор от $80 млн до $193 млн, сайтов, как Lamoda.ru и Sapato.ru, сообщает EWDN.
Доклад также анализирует региональную ситуацию, постепенно приближающуюся к переломному моменту – завершению доминирования Москвы и Санкт-Петербурга. Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики – первый, открывший кафедру электронной коммерции в России еще в 2004 году, – представил эксклюзивный отчет о развитии электронной торговли в Самарской области.
Прояснена и малоисследованная сфера деятельности — трансграничные продажи. Впервые дана консенсуальная экспертная оценка об объеме транзакций (около $1 млрд в этом году) и представлены данные от PayPal и «Российской почты» по странам происхождения посылок.
«Наш доклад является и практическим руководством. Большая часть отчета предназначена для анализа и выработки определенных рекомендаций по всем главным операционным вопросам – от маркетинга до платежей, от логистики до выполнения требований законодательства и до малоизвестных задач управления трудовыми ресурсами», – говорит Хенни.
«В последние годы отмечался быстрый рост венчурных инвестиций в российские интернет-компании, в частности, в проекты электронной торговли. Этот отчет показывает, как в нашей стране развивается инфраструктура рынка, от платежных систем до логистических компаний, уточняется законодательство в области Интернета, появляются отраслевые ассоциации и др. Все эти факторы создают предпосылки для бурного роста и качественных изменений отрасли в ближайшие годы», – подчеркивает генеральный директор и председатель правления ОАО «РВК» Игорь Агамирзян.
По результатам исследования EWDN, российские регионы все еще отстают от столицы, но сайты с новаторским подходом сейчас генерируют больше половины своих продаж из регионов. Также традиционные ретейлеры, от Auchan и Benetton и до X5 Retail Group, в настоящее время разворачиваются к электронной торговле, также растут онлайн- и офлайн-гибриды.
Исследователи приходят к выводу, что в некоторых сегментах рынка значительная часть объема розничной торговли – от 20 до 80 %, в зависимости от оценки, проходит по неофициальным схемам различного масштаба, от индивидуальных продаж до «серых» сделок в большом объеме.
В 2010 и 2011 годах электронная торговля в широком смысле была основным направлением венчурных инвестиций в России с общим объемом российских и иностранных инвестиций около $1 млрд. Эти инвестиции быстро растут, но выходы все еще являются крайне редкими и, вероятно, ситуация останется такой в предсказуемом будущем.
Также, по мнению авторов исследования, логистика и доставка все еще являются слабым звеном для электронной торговли в регионах, однако основные компании электронной торговли справляются с этим, создав свои собственные логистические мощности. Оплата при доставке – это правило для физических товаров так и останется основным на долгое время, но продавцы находят способы, как решить этот вопрос. И одной из самых важных проблем, препятствующих развитию всей интернет-индустрии в России, является недостаток квалифицированного персонала, сообщается в исследовании EWDN.