Согласно проведенному АПКИТ исследованию, в российской цифровой экономике работает 1,45 млн ИТ-специалистов. Еще около 350 тыс. человек (без учета работников почтовых служб) заняты в области телекоммуникаций и связи, свидетельствует из подсчетов Минтруда. Таким образом, в России насчитывается около 1,8 млн ИКТ-кадров различной квалификации. По данным АПКИТ, это примерно 2,4% от экономически активного населения страны.
Для сравнения: аналогичный показатель в среднем по Европе составляет 3,9%, в Финляндии – 7%, в Великобритании – 5%, в Норвегии – 4,5%, в Чехии, Франции, Германии – 4%, в Польше – 3%, приводит пример АПКИТ. При этом статистика численности ИКТ-кадров мировой цифровой экономики демонстрирует положительную динамику. По данным Евростата за 2019 г., ни одно крупное европейское государство, кроме Греции, Латвии и попадающей в статистику ЕС Турции, не имеет менее 2% специалистов в области ИКТ от общей численности работающих.
Согласно исследованию, в Москве сосредоточено 20% рабочей силы в сфере ИКТ. По данным ДИТ Москвы в 2019 г. в столице работало 50 тыс. ИT-компаний, где заняты более 320 тыс. профильных сотрудников. Без учета Москвы текущая общая ситуация по России аналогична ситуации 10-летней давности: только 1,5% ИТ-специалистов среди трудоспособного населения. Таким образом, особо острую потребность в ИТ-кадрах испытывает цифровая экономика регионов России.
В качестве примера партнер компании Kontakt InterSearch Russia Ольга Сабинина привела крупное металлургическое предприятие в Красноярске, которое не смогло найти в своем городе специалистов, подходящих для реализации задачи цифровой трансформации завода. "Команду в итоге собрали из людей, готовых работать удаленно, живущих в совершенно разных регионах, в том числе в Москве – несмотря на дополнительные трудности и затраты. И это достаточно крупный город с населением 1 миллион человек – в небольших населенных пунктах данная проблема стоит еще острее", – указывает она.
Значительную роль в развитии государства играют работники ИКТ-сектора высокого уровня квалификации. Совокупная потребность в таких специалистах оценивается в 222 тыс. человек в год. В то время как потребность в ИКТ-специалистах средней квалификации составляет около 76 тыс. человек в год.
К 2024 г. годовая потребность в высококвалифицированных кадрах увеличится на четверть и достигнет значения 290-300 тыс. человек в год, прогнозируют в АПКИТ. Это объясняется потребностью в кадрах в базовых сегментах ИТ-отрасли, для искусственного интеллекта и интернета вещей, а также цифровой трансформации различных отраслей экономики.
В вопросе подготовки ИТ-специалистов, важной задачей является увеличение числа поступающих на бюджетные места в вузы по ИТ-направлениям, подчеркивает координатор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Национальной программы "Цифровая экономика РФ". "Почти на 10% увеличен объем бюджетных мест для поступающих в вузы на направления по информатике и математике за 2019 г., а это значит, 50 тыс. человек в 2019 г. получили возможность бесплатно учиться на этих перспективных для молодежи направлениях, – рассказывает Олег Подольский. – Важно отметить, что каждый последующий год планируется увеличение числа поступающих на бюджетные места по ИТ-специальностям более чем на 10 тыс. человек соответственно, что обеспечит необходимый кадровый резерв ИТ-специалистов, а также создаст основу для цифровой трансформации отраслей. К 2024 г. федеральным проектом "Кадры для цифровой экономики" планируется, что ежегодно в вузы по IT-направлениям и математическим специальностям станут поступать 120 тыс. студентов, а колледжи и вузы будут ежегодно выпускать 800 тыс. студентов с компетенциями в цифровой экономике".
Директор направления "Кадры для цифровой экономики" организации "Цифровая экономика" Андрей Сельский отмечает востребованность и нехватку кадров в разных областях: разработчики, аналитики, а также специалисты в области сквозных технологий цифровой экономики, таких как большие данные и искусственный интеллект. На сегодня цикл цифровой трансформации проходят компании "традиционных" отраслей, это порождает спрос на IT-кадры и команды цифровой трансформации там, где еще недавно это сложно было представить, замечает Андрей Сельский.
Партнер компании Kontakt InterSearch Russia обращает внимание на то, что ситуацию дефицита ИКТ-кадров усугубляет миграция умов. "Россия – часть глобального рынка, и отечественные компании конкурируют за лучших специалистов не только между собой, но и с иностранным корпорациями, – напоминает Ольга Сабинина. – Причем дефицит ИТ-профессионалов заметен на разных уровнях: не хватает не только специалистов, способных разработать технологию, но и менеджеров, которые в состоянии оценить value от ИТ и поставить правильную задачу команде, которые обладают широким кругозором в ИТ и умеют руководить крупными государственными или бизнес-проектами цифровой трансформации".
Основатель портала по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob Алексей Захаров полагает, что проблему нехватки ИКТ-кадров нужно решать с начальной школы. "Уровень математической подготовки учителей начальных классов настолько низок, что они часто сами не понимают, что такое математика и зачем ее нужно изучать. Следовательно - не могут объяснить этого детям. В средней школе ситуация не сильно лучше, если не сказать хуже. Требования к ЕГЭ по математике снижаются год от года, а должны бы расти", – сетует он.
Согласно наблюдениям основателя SuperJob, в ИТ-отрасли наблюдается катастрофический дефицит кадров. "Уже много лет подряд Superjob фиксирует огромный неудовлетворенный спрос на IT специалистов. И это сдерживает не только рост IT отрасли, но и рост экономики РФ в целом. По оценкам Superjob, все ведущие IT компании в стране готовы были бы одномоментно увеличить штат квалифицированных разработчиков в десять раз и всех их загрузить работой "прямо сейчас". И без снижения ЗП разработчиков на рынке", – подчеркивает Алексей Захаров.
Представитель Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики, ссылаясь на паспорт федпроекта "Кадры для цифровой экономики" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ", обращает внимание на появление современного формата обучения. Речь идет о пилотировании нового типа образовательных программ высшего образования продолжительностью до 2х лет (аналоги Associate's degree, half-bachelor) не менее чем для 10 специальностей цифровой экономики.
"Острая потребность в специалистах с цифровыми компетенциями требует создания условий для их ускоренной подготовки. Этот образовательный трек предполагается реализовать в пилотном режиме с участием различных образовательных организаций с отдельным нормативным регулированием, изучением всех возможностей и ограничений в контексте оперативного прохождения образовательных программ, реализованных под задачи цифровой экономики и построенных персонализировано под возможности и нужды каждого гражданина с использованием независимого оценивания и признания полученных результатов", – рассказал представитель Центра компетенций.
Анна Устинова