"В тестовых испытаниях участвуют фирменные поезда 167/168 "Невский экспресс" (Москва - Петербург), 153/154 "Буревестник" (Москва - Нижний Новгород), 31/32 "Лев Толстой" (Москва – Хельсинки) и 59/60 "Волга" (Петербург - Нижний Новгород). Проект реализуется на базе 3G-сети ОАО "МегаФон". Доступ в Интернет внутри вагонов осуществляется при помощи 3G/Wi-Fi-роутеров", - говорится во вчерашнем сообщении компании.
Этот опытный полигон, протяженность которого составила около 1,3 тыс. км, выбран в связи с тем, что на этих направлениях активно развивается сеть связи 3G, принадлежащая "МегаФону", уточнила пресс-служба РЖД.
Покрытие сети мобильной связи обеспечивают 582 базовые станции. Максимальная скорость интернет-доступа во время движения доходит до 8 Мбит/с, а каждый роутер, установленный в составе, поддерживает до 32 активных сессий, то есть до 32 одновременно подключенных абонентов. Технологии третьего поколения (3G) позволяют передавать данные при скоростях движения объектов, близких к 300 км/ч, говорит представитель "МегаФона".
В настоящее время в каждом поезде оборудовано по одному вагону каждого типа из включенных в состав поездов (VIP, люкс, купейный, плацкартный, cидячий, вагон-ресторан), добавляет пресс-служба РЖД. "Сервис доступен владельцам ноутбуков, планшетов, мобильных телефонов и других устройств, поддерживающих Wi-Fi. Цель проекта – оценить степень востребованности и качество предоставляемой услуги", - поясняется в материалах РЖД.
Услуга предоставляется бесплатно и без ограничения объема трафика. Однако вчера репортер ComNews, проехав на "Сапсане", сообщил, что в поезде Интернет от "МегаФона" технически доступен, но для подключения требуется оплата. В публичной оферте "МегаФона" указаны тарифы на подключение: 30 минут - 70 руб., 1 час - 100 руб., 3 часа - 200 руб., 24 часа - 500 руб.
"Публичная оферта предназначена для информирования абонентов, поскольку услуга, которая будет коммерческой, уже предоставляется абоненту, но пока в тестовом режиме, и поэтому в настоящее время не тарифицируется", - утверждает пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина. О вводе услуг в коммерческую эксплуатацию компания сообщит дополнительно, добавила она.
Тестовый период продлится до конца 2012 г.
По словам руководителя проектов "МегаФона" Марка Бурова, реализация пилотного проекта по обеспечению доступом в Интернет пассажиров поездов дальнего следования является большим шагом вперед одновременно в транспортной и телекоммуникационной отраслях. Это совершенно новый вид сервисов и услуг, внедрение которых требует создания соответствующей инфраструктуры и разработки новых решений по ее реализации, что является весьма непростой задачей, утверждает он.
Также до конца этого года ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) - "дочка" РЖД, предоставляющая услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем сообщении, - планирует расширить опытный полигон проекта предоставления доступа к сети Интернет, включив в него направления, на которых сегодня отсутствует развитая 3G-сеть: Москва – Астрахань и Москва - Самара. Услуга будет оказываться в фирменных поездах "Лотос" и "Жигули" компаниями "СТЭК.КОМ" и "РуСат" соответственно, но уже с использованием спутниковой связи, уточняется в сообщении РЖД.
"Поскольку сейчас нет однозначного технического решения, с помощью которого можно оказывать соответствующие услуги, создаются пилотные проекты с применением различных технологий: доступ в Интернет только через наземные сети на основе технологии 3G и возможные варианты комбинированного доступа с использованием спутниковых каналов и наземных сетей, - поясняет в беседе с ComNews генеральный директор "РуСат" Сергей Алымов. - В ближайшие месяцы должна начаться фаза тестирования именно такого совместного доступа на маршрутах, где отсутствует развитая 3G-сеть, и на этом этапе к работе подключатся спутниковые операторы – "РуСат" и "СТЭК.КОМ". Мы будем тестировать решение "спутник плюс наземный доступ через технологию 3G" в поезде "Жигули" (маршрут Москва - Самара), "СТЭК.КОМ" - в поезде "Лотос" (направление Москва - Астрахань).
"Наш поезд мы планируем запустить в сентябре", - уточнил репортеру ComNews генеральный директор "СТЭК.КОМа" Олег Куц, потому что других поездов у компании пока нет.
Технология подобного комбинированного доступа в поездах в последние годы очень активно развивается в Европе, заверил Алымов. Например, доступ в Интернет на основе и спутника, и наземных сетей есть в поездах, курсирующих на территории Франции, Германии, Швейцарии, Люксембурга, возможно скорое появление такой услуги в Испании и Португалии, напомнил он. В этом году, по словам Алымова, в коммерческую эксплуатацию аналогичный сервис был запущен в Италии, и в Великобритании и Канаде также осуществляются попытки развития этого направления.
"В России "РуСат" и "СТЭК.КОМ" будут испытывать такой вариант комбинированного доступа в поездах, которые выгодны компании ФПК для отработки решения в рамках пилотных проектов. Как дальше будет развиваться это направление, будет зависеть от того, какие итоги заказчик получит в результате тестирования пилотных проектов – насколько услуга окажется востребованной и коммерчески оправданной. Поэтому о каких-то ценовых показателях на такой доступ пока говорить рано, нужно подождать окончания пилотных проектов, одной из задач которых на данном этапе как раз является попытка понять финансовые модели предоставляемой услуги", - сообщил Сергей Алымов репортеру ComNews.
"РуСат" уже участвовал в подобного рода испытаниях, но с применением только спутниковых каналов связи, которые проводились в ноябре и декабре 2011 г. под эгидой ФПК по маршрутам Москва - Климов, Москва - Адлер, Москва - Екатеринбург и Москва - Мурманск. На любом из маршрутов средняя величина доступности спутникового канала составляла более 85%, а если применить комбинированный доступ, включающий и спутник, и 3G, то, думаю, этот показатель будет на уровне 90%, что сделает услугу технически привлекательной с точки зрения наличия каналов связи", - заключает Сергей Алымов.
Андрей Федосеев