"В рамках проекта по администрированию иностранных организаций, оказывающих электронные услуги, компаниями задекларировано 9,4 млрд рублей. На налоговый учет добровольно встали 143 крупнейшие иностранные организации", - цитирует Михаила Мишустина информационное агентство ТАСС. В ноябре прошлого года он сообщал, что 131 иностранная компания заплатила в бюджет совокупно около 7 млрд руб. в рамках "налога на Google". В числе этих компаний - Apple, Google, Amazon и Alibaba Group.
Как ранее сообщал ComNews, в I квартале 2017 г. иностранные компании, продающие электронные услуги в России, заплатили НДС на общую сумму около 2 млрд руб. Информацию об этом тогда опубликовала пресс-служба ФНС (см. новость ComNews от 5 мая 2017 г.). Напомним, что в начале июля 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ", который получил в обществе название "налог на Google". Документ вступил в силу с 1 января 2017 г. Он предусматривает обязанность для иностранных компаний - поставщиков электронных услуг платить налог на добавленную стоимость - 18%. Это распространяется на такие типы электронных услуг, как продажи компьютерных программ, игр, электронных книг, баз данных, изображений, музыки, предоставление доступа к поисковым системам в Интернете, регистрация доменов и др. Иностранные организации, оказывающие физлицам в РФ услуги в электронной форме, обязаны вставать на учет в российских налоговых органах, предварительно подав заявление с соответствующим пакетом документов в течение 30 дней с момента начала оказания подобных услуг.
Закон призван уравнять в правах российские и иностранные компании, работающие на территории России и продающие местным пользователям цифровой контент и услуги. Как заявлял ранее один из авторов закона депутат Госдумы Андрей Луговой, "налог на Google" будет приносить в российскую казну ежегодно 10 млрд рублей.
В Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), комментируя корреспонденту ComNews итоги первого года действия федерального закона, отметили, что реальные сборы оказались во много раз ниже, чем обещали депутаты при обсуждении данного закона, при этом многие претензии российских компаний так и не были устранены. "Не знаем мы и какие суммы тратятся на администрирование данного налога - то есть является ли он выгодным для государства в принципе", - прокомментировали в РАЭК. В пресс-службе ассоциации отметили, что пока растут рынки, будут расти и поступления - на те же 10% в год. "Влияние интернет-рынков на экономику растет на 11% в год, и к 2021 г. вклад цифровой экономики в ВВП России составит 4,7%", - сказали в РАЭК.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что поскольку большинство крупных иностранных компаний, продающих контент, встали на учет, в дальнейшем не следует ожидать роста за счет увеличения числа налогоплательщиков более, чем на 5-10%. "Однако за счет роста самого объема продаж можно ожидать еще 15-20%, таким образом совокупный объем поступлений может увеличиться на 20-25%", - предположил аналитик.
Отметим, что ранее эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций отмечали, что принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ" приведет к повышению налоговой нагрузки на отечественные компании, что повлечет перекладывание издержек на потребителей и массовый рост цен на рынке электронных услуг.
"Вступление "налога на Google" привело к повышению цен у тех компаний, которые работают с зарубежными платформами, в том числе магазинами приложений, службами бронирования и т.д. поскольку они не могут компенсировать эти суммы НДС. К счастью, Министерство экономического развития РФ осознает все недостатки текущего режима НДС", - прокомментировали вчера корреспонденту ComNews в РАЭК. Кроме того, заметили в ассоциации, в плане мероприятий нормативного регулирования цифровой экономики содержится пункт, посвященный комплексному реформированию НДС на цифровые услуги.
Как ранее сообщал генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин, из зарубежных компаний, зарегистрировавшихся в ФНС, дистрибуцией цифрового медиаконтента в той или иной форме занимаются около 30%. Российских компаний на этом рынке больше.
Мария Андреева