Напомним, что в начале июля 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ", который в обществе назвали "налог на Google". С 1 января 2017 г. документ вступил в силу. Теперь иностранные компании - поставщики электронных услуг обязаны платить налог на добавленную стоимость. Налог распространяется на такие виды электронных услуг, как продажи компьютерных программ, игр, электронных книг, баз данных, изображений, музыки, предоставление доступа к поисковым системам в интернете, регистрация доменов и др. Иностранные организации, оказывающие физлицам в РФ услуги в электронной форме, обязаны вставать на учет в российских налоговых органах. Предварительно они подают заявление с соответствующим пакетом документов в течение 30 дней с момента начала оказания подобных услуг. С 1 января 2019 г. встать на учет в налоговую должны и компании, оказывающие электронные услуги компаниям и индивидуальным предпринимателям (B2B). "Первые заявления от этих компаний начали поступать еще в декабре 2018 г. Уже получено 465 заявок, в частности, от таких ведущих компаний, как Cisco, IBM, Qiwi, Opera Software, Phoenix Contact, Citrix Systems, Siemens, Nokia Solutions и др.", - сообщает пресс-служба ФНС.
Отчисления иностранных компаний в российский бюджет по "налогу на Google" в 2017 г. составили 9,4 млрд руб..
Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин рассказал, что введение "налога на Google" не только принесло дополнительные поступления в бюджет РФ, но и сбалансировало маржинальность иностранных и российских дистрибьюторов цифрового контента. "Цена на контент для конечных пользователей, по нашим данным, не выросла. Лицензионных сделок на контент в В2В-сегменте нововведения не коснутся, так как услуги оказываются не в электронной форме. Скорее речь о SaaS-решениях и т.д. Пока рост НДС не сказался на стоимости подписок и контента для потребителей, то есть рост налоговой нагрузки видеоплатформы приняли на себя", - прокомментировал он.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын сказал, что за два года действия "налог на Google" оправдал прогноз Федеральной налоговой службы и даже превзошел его на 27%. Рассуждая о влиянии налога и повышении ставки НДС на цены электронного контента, он говорит, что налог приведет к росту цен на контент для бизнес-потребителей, но клиенты все равно будут платить."B2B-сегмент невелик - это, например, подписка на базы данных новостных и рейтинговых агентств, фотоархивы, научные журналы, графические элементы для веб-дизайнеров и т.п. Как правило, такие услуги отличаются ценовой неэластичностью: потребитель не может от них отказаться, поскольку они существенны для ведения бизнеса. А поскольку поставщиков такого контента обычно мало и они не взаимозаменяемы, то у них есть возможность повысить цены, поскольку перейти к другому поставщику клиент не может. Соответственно, урезать расходы, чтобы держать цены, издатели не будут", - пояснил он.
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова отметила, что, во-первых, благодаря "налогу на Google", обязывающему иностранных продавцов цифровых услуг платить НДС, были получены денежные средства в федеральный бюджет. "Более того, введение данного налога позволило предотвратить уклонение от уплаты налогов российских компаний, которые ранее регистрировались в иностранных юрисдикциях", - подчеркнула она.
Если говорить о стоимости конечных услуг, то Анастасия Соснова полагает, что компании закладывают издержки в стоимость предоставляемых услуг, поэтому она ожидает незначительное повышение стоимости контента, в том числе из-за роста НДС.
Юлия Мельникова