Минэкономразвития России подготовило проект постановления правительства РФ "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Чукотском автономном округе, Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе". Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций является проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.
Проект постановления разработан для установления экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 г. №258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
В пояснительной записке к проекту сказано, что целесообразность установления ЭПР обусловлена наличием в законодательстве РФ положений, которые делают невозможным или существенно затрудняют внедрение указанной цифровой инновации. "В связи с наличием положений в отраслевом федеральном законодательстве, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровых инноваций, был принят Федеральный закон от 2 июля 2021 г. №331-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", предусматривающий правовые основания для реализации конкретных ЭПР, в том числе в области эксплуатации БАС. Принятие данного постановления позволит апробировать рассматриваемую цифровую инновацию", - сказано в документе.
Срок действия экспериментального правового режима составляет три года. В программе ЭПР сказано, что оператор опытного района - АО "Почта России". По результатам экспериментального правового режима будут сформированы новые виды и формы экономической деятельности. Целями установления экспериментального правового режима также являются совершенствование общего регулирования, развитие науки и социальной сферы, привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в России.
По оценкам Минэкономразвития России, за три года действия ЭПР количество новых маршрутов авиаперевозок увеличится до 48, количество обслуживаемых населенных пунктов - до 64, количество подготовленных пилотов БАС - до 20. "Сейчас в программе ЭПР заявлено участие 13 компаний, которые смогут использовать беспилотники для грузоперевозок. Предполагается, что оператором опытного района будет "Почта России", которая займется координацией взаимодействия компаний - участников ЭПР. Это неудивительно, учитывая, что "Почта России" - российская государственная компания. Во многих отдаленных селениях нашей огромной страны почтовые пункты - фактически единственная возможность поддерживать офлайн-связь с государством", - сообщила пресс-служба Минэкономразвития России корреспонденту ComNews.
В "Почте России" корреспонденту ComNews рассказали, что сейчас проект беспилотной аэродоставки грузов находится на этапе тестовых полетов и подготовки беспилотных авиасистем (БАС) к условиям полетов в регионах. "По итогам испытаний совместно с разработчиками мы проводим аудит всей экспериментальной маршрутной сети, определяя перечень необходимых доработок БПЛА. Кроме того, мы находимся в активном диалоге с регуляторами, участникам беспилотной отрасли, производителями аппаратов, анализируем законодательную базу и актуализируем требования к БАС. Полноценные коммерческие полеты начнутся до конца 2022 г. Необходимое количество беспилотных аппаратов мы определим до конца этого года", - рассказала пресс-служба "Почты России".
По оценке компании, использование БАС увеличит среднюю скорость логистики на региональной маршрутной сети в два раза, позволит в перспективе увеличить объемы грузопотока более чем в 10 раз и при этом снизит стоимость логистических сервисов до 50%. Суммарный годовой грузооборот по всем маршрутам составит 903 тонны. "В этом проекте мы видим сочетание как социальных, так и коммерческих целей. Одна из наших ключевых задач - дать возможность жителям населенных пунктов в отдаленных и труднодоступных уголках России быстро получать как социально значимые грузы, например лекарства, так и посылки из интернет-магазинов. В то же время в качестве основного показателя эффективности этого проекта мы видим коммерческую обоснованность беспилотной аэродоставки грузов", - отметили в "Почте России".
Директор по работе с холдингом "Росатом" компании Softline Михаил Чередниченко считает инициативу о введении экспериментального правового режима по эксплуатации беспилотных авиационных систем своевременной.
"Учитывая стремительно развивающуюся индустрию беспилотной доставки грузов, мониторинга промышленных объектов, контроля за соблюдением правопорядка и т.д., потребность в изменении действующих в России организационно-правовых норм растет. В США правовое регулирование использования беспилотной авиации началось с 2009 г. Сформирован исполнительный комитет ExCom - межправительственный координационный центр для решения проблем и определения политики и направлений межведомственных усилий по интеграции беспилотной авиации в национальное воздушное пространство. В 2016 г. ФАА (Федеральная авиационная администрация) приняла регламент, разрешающий доставку малогабаритных грузов дронами, с определенными ограничениями на скорость, вес и время суток. В России сейчас действуют нормы, ограничивающие возможности по оперативному использованию БАС. В соответствии с ними полет беспилотника возможен только после подачи в госорган плана полета и получения соответствующего разрешения, - рассказывает Михаил Чередниченко. - При отсутствии разрешения и плана использования воздушного пространства нарушитель будет наказан штрафом или приостановлением деятельности до 90 дней. С другой стороны, отсутствуют технические регламенты, призванные контролировать безопасность беспилотных перелетов. Большинство дронов, используемых для доставки грузов, не имеют возможности совершать полет при плохой погоде. Сложные метеорологические условия, такие как снег, дождь, сильный ветер, являются однозначными препятствиями, способными вывести из строя этот беспилотный летательный аппарат, что может создать угрозу имуществу или здоровью человека".
Михаил Чередниченко говорит, что барьеры для входа в сегмент сейчас совсем не высокие, и чтобы не допустить хаоса, их нужно усилить разумными административными правилами и ограничениями.
"Разработка единой информационной системы по управлению и верификации планов полетов БАС действительно может помочь решить задачу по расширению сферы применения БАС в народно-хозяйственных целях. А внедрение стандартов на используемые технологии беспроводной связи и контроля – возможно, лицензирования - качества и характеристик БАС, в том числе в части систем управления, позволит обеспечить их безопасное использование. Важно отметить, что отечественный бизнес все ближе присматривается к беспилотникам. Две недели назад компания Wildberries анонсировала тестирование программы по доставке товаров с помощью беспилотников. "Почта России" уже несколько лет ведет работы в данном направлении. Компания "ДоДо Пицца" еще в 2014 г. доставила пиццу с помощью дрона. Одним из барьеров активного использования БАС в доставке является 54-Ф3, в котором прописано, что оплата товара, заказанного через интернет, доставляемого без предоплаты, возможна только с помощью кассы - что ограничивает возможности для использования БАС. Пользователи интернет-коммерции, в основной массе, предпочитают платить после получения заказанного товара", - рассказал Михаил Чередниченко.
Руководитель юридической практики компании "Интерцессия" Кирилл Стус отметил, что анализ работы одной компании позволяет изучить опыт, понять проблемы и выявить самые эффективные стратегии, которые могут быть в дальнейшем использованы для масштабирования на весь регион. "В процессе также становится ясно, с какими именно регуляторными барьерами сталкивается бизнес. Как только данные будут получены, начнется процесс корректировки законодательства, он занимает много времени и требует нескольких этапов проработки. Экспериментальный правовой режим как раз позволит решить такие проблемы. Эти системы - новое и перспективное направление для нашей страны. Поэтому создание песочниц - положительная и необходимая для страны инициатива", - уверен он.
Руководитель управления по транспорту фонда "Сколково" Кирилл Жанайдаров считает инициативу очень важной. Она сопоставима с той инициативой, которая реализуется по беспилотникам автомобильным. Авиационная область в России сложно зарегулирована. Разрешены полеты ограниченному количеству дронов весом до 30 кг при определенных условиях. Плюс, подачи заявок очень непрозрачны. Нет электронной системы согласования с компетентными органами. В большинстве случаев это делается с помощью обычных писем. Поэтому существует много проблем с использованием коммерческих дронов, например, в качестве аэротакси или способа доставки грузов. Сейчас эти вещи еще не апробированы, под них нет нормативно-правовой базы. Также есть элемент технологического лидерства. Масштабирование таких технологий без их физического применения просто-напросто невозможно. Именно поэтому инициатива очень важная. Ее точно нужно внедрять и поддерживать. И в этой части правовой режим развязывает руки разработчикам и позволяет тестировать технологии в коммерческой плоскости. А достижения, которые будут сделаны в рамках экспериментального режима, можно будет масштабировать и работать в рамках общего законодательства. У всех компаний разный уровень технологического развития. Кто-то сейчас готов решать определенные задачи - условно, перевозить посылки по воздуху, - а кто-то не готов еще этим заниматься. Ждать, пока все дотянутся до одного уровня, просто невозможно. Для этого и нужна песочница. Надо признать, что законодательство по песочнице достаточно гибкое. Под это описание подходит не одна компания. Многие команды могут масштабироваться под эту песочницу", - прокомментировал Кирилл Жанайдаров.
Директор по продуктовой стратегии группы Т1 Сергей Иванов рассказал, что экспериментальный правовой режим – так называемые "песочницы" – уже несколько лет активно используются для апробации тех или иных инициатив органов исполнительной власти. "Формат оправдал себя: он дает реальную возможность на практике проверить предложение, прежде чем оно обретет форму закона, собрать необходимую фактуру и скорректировать инициативу с учетом реального применения, делая конечное решение максимально утилитарным. Например, в ближайшем будущем в режим автопилота будет переведен весь грузовой транспорт. Для эксперимента выбраны регионы с малой плотностью населения, в связи с чем риски и угрозы человеку минимальны. Потенциальную пользу сложно переоценить, так как накопленные данные и информация, полученная в результате обработки этих данных, позволят стране получить значительное конкурентное преимущество в отрасли беспилотных авиационных систем и надолго закрепить лидерство в данном направлении", - прокомментировал Сергей Иванов.
Директор представительства VIAVI Solutions в России и СНГ Денис Сладких думает, что, если появится реальный проект беспилотных авиаперевозок в обозримом будущем, это будет прекрасно. "Создание такого сервиса позволит обслуживать труднодоступные территории РФ, сократить количество авиакатастроф в малой авиации, которая их обслуживает в данный момент на устаревающей технике. Это поможет сохранить человеческие жизни. Режим песочницы позволит на практике протестировать недостаточные или, наоборот, избыточные требования в отношении новых услуг или бизнес-моделей, а также и в плане технической реализации беспилотных систем. Такой подход очень важен для цифровой экономики в целом. Это, несомненно, предпочтительнее, чем развитие инноваций в полностью нерегулируемой среде. Также необходимо установить определенные стандарты с требованиями к летной годности воздушных судов, выполнение которых как раз приведет к достижению приемлемого на данном этапе уровня технического развития безопасности полетов БАС. Проект должен учитывать требования не столько к летной подготовке, сколько к знанию и понимаю бортовых систем и летных регламентов, что приведет к усилению контроля техники и даст уверенность в том, что бортовые службы и системы работают безотказно. Нарушение регламентов обслуживания и несвоевременная диагностика могут привести к недоверию технического персонала к технике, с которой он работает", - рассказал Денис Сладких.
Юлия Мельникова