"Почта России" снова активирует учетные записи граждан на сайте госуслуг, сообщили "Ъ" в нескольких столичных отделениях почтовой связи (ОПС) и подтвердили в пресс-службе предприятия. "С 1 августа услуга оказывается населению",— сообщил представитель ФГУПа. "Мы сняли разногласия с "Почтой России". В ближайшее время будет заключен новый контракт",— заявили, в свою очередь, в "Ростелекоме".
Согласно проекту договора, рассмотренному на заседании закупочной комиссии "Ростелекома" 30 июля, оператор заключит с "Почтой России" соглашение на общую сумму 30 млн руб. Срок действия — с 1 января по 31 декабря 2015 года, то есть договор фактически заключается задним числом. Согласно тарифной сетке, стоимость услуг "Почты России" по активации учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) выросла в три раза. К примеру, если ФГУП до конца года будет активировать ежемесячно до 20 тыс. учетных записей, то "Ростелеком" заплатит компании 115,05 руб. за одну активацию. В контракте, заключенном сторонами в декабре 2014 года, "Ростелеком" платил ФГУПу за каждую активацию 38,5 руб., что совпадало с действующей тогда стоимостью отправки заказного письма "Почтой России". Источник в "Ростелекоме" подтвердил, что ФГУП добился повышения цены. Чем это обосновано, на предприятии не комментируют.
Из-за разногласий по стоимости контракта "Почта России" почти на месяц прекратила активировать учетные записи. Работники ФГУПа предлагали оформить жалобу, что услуга не была оказана по вине "Ростелекома". В результате люди могли активировать профиль лишь в пяти офисах на всю Москву. Услугу также можно было получить через личный кабинет на сайте госуслуг, заказав письмо со специальным кодом.
На портале Gosuslugi.ru зарегистрировано более 13 млн пользователей, говорится в годовом отчете "Ростелекома". Оплата коммунальных услуг и уплата штрафов за нарушения правил дорожного движения доступны зарегистрированным и не подтвердившим свою личность пользователям. Если человек подтверждает личность, то ему будет доступно более 4 тыс. государственных и муниципальных сервисов.
На "Почте России" сообщили, что этим сервисом в ОПС воспользовались с начала года более 100 тыс. человек. Денег, которые выделены по контракту "Ростелекома", хватит на обслуживание по текущим тарифам еще примерно 200 тыс. человек. На эти услуги потребуются новые средства, потому что они становятся все более популярными, отмечает президент Фонда информационной демократии Илья Массух. "Только в апреле и мае прошлого года было примерно по 300 тыс. активаций",— сказал он. Стоимость услуг "Почты России", по его мнению, завышена, так как в электронном виде сервисы стоят дешевле. "На повышении стоимости услуг настаивала Минкомсвязь. Видимо, была мотивация заботы о благополучии "Почты России", но такие квазисубсидии вряд ли приведут к процветанию ФГУПа",— говорит господин Массух. В Минкомсвязи это не прокомментировали. Договор по сайту госуслуг не первый контракт, сумма которого меняется в пользу "Почты", сетует менеджер "Ростелекома". В текущем году "Ростелеком" также заключил контракт с "Почтой" на оказание услуг передачи данных в пунктах коллективного доступа, стоимость которого выросла почти на 20%, указывает он.
Владислав Новый