О неудачном запуске сообщила в ночь с четверга на пятницу пресс-служба Федерального космического агентства (Роскосмоса). "Во время выведения на этапе работы третьей ступени ракеты-носителя возникла нештатная ситуация, и космический аппарат не был выведен на орбиту, - подчеркивается в сообщении. - В настоящее время представители специально созданной комиссии анализируют телеметрическую информацию и выясняют причину возникновения нештатной ситуации".
На запрос ComNews пресс-служба ведомства не ответила. Глава Роскосмоса Олег Остапенко заявил ИТАР-ТАСС, что причиной нештатной ситуации могло стать падение давления в одном из рулевых двигателей третьей ступени носителя. "Точную причину сейчас трудно назвать, будем изучать телеметрию", - добавил он.
"Головной блок в составе разгонного блока "Бриз-М" и космического аппарата "Экспресс-АМ4Р" не успел отделиться от ракеты и не был выведен на орбиту", - сказал Остапенко. В момент аварии "Протон" находился на высоте 161 км над Китаем, обломки сгорели в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном. "По нашей предварительной информации, до Земли ничего не долетело", - подчеркнул глава Роскосмоса.
По словам Остапенко, сейчас к работе приступила комиссия по расследованию причин ЧП. "Идет предварительной анализ на космодроме Байконур, затем материалы будут переданы для дальнейшей работы в Москву", - уточнил чиновник. Он также сообщил, что комиссию, возможно, возглавит первый заместитель гендиректора ЦНИИмаш Александр Данилюк. "Решение будет позже. Я уже определил его кандидатуру", - добавил Остапенко в пятницу.
В свою очередь пресс-служба Минкомсвязи уточнила, что в состав межведомственной рабочей группы по расследованию причин нештатной ситуации вошли представители Роскосмоса, Россвязи, оператора спутника ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) и его производителя компании Airbus Defence and Space.
По информации министерства, разрушение третьей ступени ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" произошло при скорости полета 7 км/с. "Неудачно запущенный спутник был предназначен для предоставления услуг телерадиовещания, широкополосного доступа в Интернет, услуг мультимедиа, телефонии и для создания сетей связи на основе технологии VSAT, а также для решения задач подвижной президентской и правительственной связи практически на всей территории России, включая удаленные районы Дальнего Востока, а также в странах СНГ и Центральной Европы", - отмечается в пресс-релизе ведомства.
Потеря спутника "Экспресс-АМ4R" откладывает перспективные планы Минкомсвязи России по обновлению и развитию гражданской группировки спутников связи и вещания, однако не влияет на оказание услуг, считает ведомство. Трансляция многопрограммного цифрового теле- и радиовещания, а также первого и второго федеральных мультиплексов продолжается со спутников "Экспресс-АТ1", "Экспресс-АТ2" и "Экспресс-АМ5".
Пресс-секретарь ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) Игорь Степанов подтвердил ComNews, что предприятие планировало использовать мощности "Экспресса-АМ4R" для распространения цифрового телесигнала, но отсутствие этого спутника не скажется на сроках выполнения ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.". По его словам, схемы, которые планировались РТРС в качестве резервных, теперь станут основными, и наоборот.
РТРС арендовала на "Экспрессе-АМ4R" емкость в 140 МГц, уточнил Степанов. Этот объем в настоящее время распределен между двумя космическими аппаратами ГПКС - "Экспресс-АМ3" и "Экспресс-АМ5", а также "двумя или тремя" спутниками серии "Ямал", принадлежащими ОАО "Газпром космические системы" (ГКС). В ближайшее время такая схема распределения ресурса сохранится, отметил Игорь Степанов.
Тем временем Минкомсвязи совместно с Россвязью и ГПКС разрабатывает "меры, направленные на минимизацию возможных негативных последствий для отрасли спутниковой связи и вещания и обеспечение защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации в точке 80º в.д.", подчеркивает министерство.
Для обеспечения телерадиовещания на территории РФ будет перераспределен связной ресурс спутников, изменится плановая точка стояния нового спутника "Экспресс-АМ6" (ранее - 53º в.д.; орбитальная позиция "Экспресса-АМ4R" - 80º в.д.), который планировался к запуску в середине июля 2014 г. Планируется, что срок создания нового спутника, который придет на замену утерянного аппарата, составит около трех лет. Пресс-служба министерства не ответила на вопрос ComNews, станет ли этот спутник точной копией "Экспресса-АМ4R" или он будет принципиально новой конструкции.
Разговоров с Airbus Defence and Space о создании нового спутника пока никто не вел, сообщил глава представительства компании в России Владимир Терехов. Он также подтвердил, что производитель готов принять заказ, если таковой поступит. "Спутники мы делать умеем", - отметил Терехов.
"Утрата космического аппарата "Экспресс-АМ4R" поставила крест на работе многих специалистов и, без сомнения, является трагическим событием для всей отрасли связи в России, - заявил глава Федерального агентства связи (Россвязи) Олег Духовницкий. - Притом что космический аппарат был застрахован, время, затраченное на его производство, нам не вернуть. Сам аппарат был готов к началу эксплуатации, подвела ракета-носитель. Необходимо сосредоточиться на анализе ошибок, допущенных при организации запуска, дабы не подвергать неоправданному риску планы нашего подведомственного предприятия "Космическая связь" на этот и последующий годы".
Представитель ГПКС заверил ComNews, что предприятие "в сложившейся ситуации предпримет все возможные усилия для защиты российского орбитально-частотного ресурса". По его словам, стоимость космического аппарата составляла около 150 млн евро (почти 7,155 млрд руб.). При этом страховая сумма по договору страхования запуска и эксплуатации "Экспресса-АМ4R" равняется 7,835 млрд руб., страховщиком выступило ОАО "Ингосстрах", следует из документов на сайте ГПКС.
По словам вице-президента "Ингосстраха" Ильи Соломатина, была застрахована и ответственность перед третьими лицами (в случае наличия пострадавших от падения спутника), максимальный лимит которой составляет 6 млрд руб. Перестраховщиками выступили ведущие западные компании.
Представитель производителя ракеты-носителя "Протон-М", ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева" (ГКНПЦ), в беседе с ComNews подчеркнул, что "никакой информации о том, что стало причиной аварии, пока нет". По его словам, неизвестно, войдет ли кто-то из сотрудников предприятия в состав комиссии, расследующей аварию.
Тем временем до завершения работы комиссии запуски ракет-носителей "Протон" будут приостановлены, заявил по итогам встречи с руководством ГКНПЦ заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. "Разговор тяжелый, - написал вице-премьер на странице в Facebook. - Налицо системный кризис на предприятии, приведший к деградации качества. Будем помогать коллективу выйти из черной полосы".
В текущем году с помощью "Протона-М" планировалось запустить еще три космических аппарата ГПКС ("Экспресс-АМ6" в июле, "Экспресс-АМ8" в августе, "Экспресс-АМ7" в сентябре) и один - ГКС ("Ямал-401" в августе). Кроме того, ставку на ракету-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" сделали и многие зарубежные операторы. До конца 2014 г. ими должны были стать еще пять структур: SES (запуск спутника Astra 2G запланирован на май 2014 г.), Inmarsat (Inmarsat-5 F2, май; Inmarsat-5 F3, III квартал; EuropaSat, декабрь), Администрация связи и транспорта Мексики (Mexsat 1, июнь), Turksat (Turksat 4B, июнь), TerreStar Networks (TerreStar 2, июнь).
Спутник "Экспресс-АМ4R" был создан в качестве дубликата аппарата "Экспресс-АМ4", который при запуске 18 августа 2011 г. вышел на нерасчетную орбиту в связи с нештатной работой разгонного блока. Спутник был полностью работоспособен, частично раскрыл панели солнечных батарей, был ориентирован на Солнце и находился в режиме "стабильного ожидания", при этом его невозможно было перевести на рабочую орбиту. 25 марта 2012 г. аппарат был сведен с нерасчетной орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы. Несгоревшие обломки затоплены в северной части Тихого океана к северу от Гавайских островов.
"Экспресс-АМ4", а затем и "Экспресс-АМ4R" строились на базе спутниковой платформы Eurostar E3000 производства EADS Astrium (так тогда назывался Airbus Defence and Space) с мощностью полезной нагрузки 14 кВт и суммарной емкостью 2,722 ГГц - около трети от емкости всей спутниковой группировки ГПКС. В составе полезной нагрузки - 30 транспондеров C-диапазона, 28 - Ku-диапазона, два - Ka-диапазона и три - L-диапазона (всего 63 транспондера), а также 10 антенн с перенацеливаемыми лучами.
Даниил Сидоров