В ходе осуществления проекта к корпоративной спутниковой сети "Лукойла" в Астрахани были подсоединены ледостойкая стационарная платформа (ЛСП-2) и плавучее нефтехранилище (ПНХ) в Каспийском море, установлена сеть передачи данных и телефонная связь. Расстояние от места бурения до берега составляет примерно 120 км.
"РуСат" организовал между объектами основные и резервные каналы спутниковой связи, как в Ku-, так и в C-диапазоне, с пропускной способностью до 2048 кбит/с. Сеть работает через спутники Intelsat-904 и "Экспресс-АМ1".
При построении станций спутниковой связи Ku- и C-диапазонов специалисты "РуСат" использовали сочетание решений разных производителей: спутниковые модемы Datum американского производителя Datum Systems, модем VSAT Plus II канадского производителя Polar Sat, антенны для стационарных объектов связи американского производителя Andrew и российского производителя ЗАО "Сатис-ТЛ-94" и антенну для подвижного объекта связи Sea Tel.
Антенну Sea Tel с гироскопическим приводом для проекта поставил "Телемар СПб". По словам директора по развитию ООО "Телемар СПб" Сергея Казначеева стоимость такой антенны с системой управления составляет около $80 тыс. По его словам, установка такого оборудования на судах окупается за 2-3 месяца. "При использовании других стандартов передача данных может обходится в несколько десятков тысяч долларов в день, это же решение предусматривает фиксированную плату $6-7 тыс. в месяц и обеспечивает безлимитное соединение с гарантированной скоростью 2 Мбит/с, - говорит Сергей Казначеев. – Кроме того, мы предлагаем VSAT в лизинг".
По его словам, во всем мире подобные решения давно используются для организации связи и передачи данных на судах, в России это один из первых реализованных проектов. Широкое применение подобных решений на судах сдерживает отсутствие регуляторной базы.
"Развитие компании "РуСат" ведется по трем ключевым направлениям: расширение сферы предоставления услуг, совершенствование собственной технической базы, на основе которой оператор предоставляет услуги, и изучение новых технологий с целью соответствия современным требованиям заказчиков, – говорит генеральный директор "РуСата" Сергей Алымов. – Наряду с ведением крупных проектов, "РуСат" исследует, тестирует и внедряет новые технологии спутниковой связи. Так, подключение корпоративной сети каспийского проекта проходило с использованием специализированного оборудования для морских судов. Специалисты "РуСат" начали проектирование сети еще на этапе их строительства, что позволило учесть особенности конструкции судов, их назначения, а также выбрать современную, оптимальную для использования технологию работы корпоративной сети".
"Решение на базе антенны Sea Tel с гироскопическим приводом интересно и окупаемо только для тех объектов, которые сами по себе дорогие и капиталоемкие, - рассуждает директор VSAT-оператора "Телепорт-Сервис" Виталий Крамарь. – У нас тоже есть такое решение, но только одно. В нем мы интегрировали антенну с оборудованием Gilat. Стоимость антенн может доходить до $120 тыс. Для установки на прогулочных яхтах или катерах это очень дорого. Стоимость оборудования VSAT просто теряется в общей цене. Сейчас появляются аналогичные решения от отечественных производителей, они в 2-3 раза ниже по цене, но и значительно уступают по качеству. Так что пока рынок применений таких систем очень узок".
Светлана Серова