Об этом вчера сообщила пресс-служба спутникового оператора "РуСат". "Для обеспечения предоставления услуги специалисты "РуСат" установили оборудование в двух составах поезда. В общей сложности было оборудовано 28 вагонов, включая спальные вагоны повышенной комфортности (СВ), купейные вагоны, вагон-ресторан и штабной вагон. В проекте задействованы спутниковый канал связи и сеть 3G", - говорится в пресс-релизе оператора спутниковой связи.
По словам менеджера проекта Дениса Прибылова, комбинированный комплекс связи "3G+спутник" позволит пассажирам поезда "Жигули" получать доступ в интернет на более высокой скорости, а также сведет к минимуму прерывания связи, вызванные различными физическими преградами на дороге, такими как туннели, деревья, здания или радиочастотные помехи.
Для организации связи специалисты "РуСат" применили два взаимозаменяемых решения. Первое решение использует специализированную двухзеркальную антенную систему OrTes совместного производства Orbit Technology Group и Teleinformatica e Sistemi с эквивалентным диаметром 0,6 м, второе – антенную систему RaySat E-7000 с фазированной решеткой. Для организации связи в обоих случаях будет использоваться ресурс международного спутника Intelsat 904.
Как и "РуСат", другой оператор спутниковой связи - "Стэк.Ком" - также реализует совместный проект с ФПК и тоже использует такую конфигурацию антенн в аналогичном проекте на поезде дальнего следования №5/6 "Лотос" (направление Москва – Астрахань). "На поезде "Лотос" нами установлены спутниковые антенные системы Ortes и RaySat E-7000. По своим техническим характеристикам эти антенны близки. Следует отметить, что фирменный поезд "Лотос" - это два состава. Антенны установлены на разных штабных вагонах, таким образом услуга доступа в Интернет предоставляется на любом "Лотосе", вне зависимости от того, откуда и когда он отправляется", - сказал в разговоре с репортером ComNews генеральный директор "Стэк.Ком" Олег Куц.
"Поскольку РЖД крупная компания, с множеством дочерних организаций, входящих в общую структуру, для согласования проектов необходимо взаимодействовать со многими из них. Одной из таких организаций является ПКБ ЦЛ (Проектно-конструкторское бюро пассажирского хозяйства - филиал ОАО "РЖД", подразделение базовой структуры метрологической службы ОАО "РЖД"), которое готовило для нас проектную документацию по установке всего телекоммуникационного оборудования. Так как мы заранее знали, что технических решений будет два, то и проект должен был подразумевать универсальность, - поясняет репортеру ComNews эксперт "РуСат". - К примеру, расположение и способ установки спутниковых антенных систем должен был подходить и для антенны RaySat, и для Ortes, которые отличны практически во всем: это и требования к электропитанию, массогабаритные характеристики, точки крепления, парусность, дополнительное оборудование к антенне и многое другое. То же самое и относительно спутниковых модемов. На сегодняшний момент мы имеем возможность установки обоих типов антенн и каналообразующего оборудования без внесения изменений в проектную документацию. Все это было сделано для исключения "слабых звеньев" и получения максимально качественной услуги - коэффициент доступности, скорость в канале ПД, надежность".
"Тарифы на оказываемые услуги разрабатывались совместно со специалистами ФПК. В настоящее время пассажирам предложены три тарифных плана: "Комплимент", который дает возможность 15 минут бесплатно пользоваться Сетью, "Экспресс" – стоимостью 100 руб. за час, и "Безлимитный" – стоимостью 400 руб. за 36 часов. Мы прогнозируем, что наиболее популярным станет тариф "Безлимитный", рассчитанный на 36 часов, – он будет удобен людям, отправляющимся в краткосрочную командировку. Суть этого тарифа в том, что человек, который едет в Самару или в Москву на один день и возвращается на этом же поезде обратно, может воспользоваться уже оплаченным кодом доступа", – цитирует пресс-служба "РуСат" своего заместителя генерального директора по коммерческой деятельности Светлану Шабалину. "Эти тарифы установлены на постоянной основе, менять их не планируется", - подчеркнул эксперт "РуСат" в разговоре с репортером ComNews.
Стоимость услуги на поезде "Лотос" составляет от 390 руб. до 990 руб. на время поездки, в зависимости от выбранного пассажиром объема трафика. Данный тариф будет действовать до конца 2012 г.
В дальнейшем, в качестве развития проекта, "РуСат" планирует не только организовать для пассажиров поездов услуги доступа в Интернет, но и предоставлять мультимедиасервисы. "Мы планируем начать предоставление этих сервисов в I квартале 2013 г.", - уточнил эксперт оператора спутниковой связи.
"Техническое решение по предоставлению мультимедиасервисов "Стэк.Ком" было продемонстрировано в 2011 г., на данный момент мы совместно с ФПК проводим консультации по данному вопросу", - в свою очередь сказал репортеру ComNews Олег Куц.
"Первоначально завершить пилотный проект планировалось в I квартале 2013 г., но в настоящее время "РуСат" работает над пролонгацией договоров с ФПК, и, скорее всего, услуга на поезде "Жигули" будет предоставляться в течение всего следующего года", - заключил эксперт "РуСат" в разговоре с репортером ComNews.
У "Стэк.Ком" по договоренности с ФПК пилотный проект будет работать до конца года, после чего он будет пролонгирован - на какой срок, будет решено позднее, говорил еще в ноябре 2012 г. Олег Куц.
На данный момент в рамках пилотного проекта 3G/Wi-Fi-роутерами от компании "МегаФон" оснащены по одному вагону каждого типа, имеющегося в составе (люкс, СВ, купе, плацкарт, сидячий, вагон-ресторан). Кроме того, с сентября 2012 г. ФПК совместно с компанией "МегаФон" посредством установленных 3G/Wi-Fi-роутеров оказывает услугу доступа к сети Интернет во всех составах следующих поездов: №59 "Волга" (Нижний Новгород – Санкт-Петербург); №153 "Буревестник" (Нижний Новгород – Москва); №167 "Невский экспресс" (Санкт-Петербург – Москва); №32 "Лев Толстой" (Москва – Хельсинки).
"Покрытие сети мобильной связи обеспечивают 582 базовые станции. Максимальная скорость интернет-доступа во время движения доходит до 8 Мбит/с, а каждый роутер, установленный в составе, поддерживает до 32 активных сессий, то есть до 32 одновременно подключенных абонентов. Технологии третьего поколения (3G) позволяют передавать данные при скоростях движения объектов, близких к 300 км/ч", - сообщал представитель ОАО "МегаФон".
"Наличие доступа в Интернет на различных видах транспорта сейчас становится важным преимуществом и потребностью пользователей, а также большим шагом вперед в развитии технологий как в транспортной, так и в телекоммуникационной отраслях, открывая новые сервисы и услуги. ФПК реализует проект по внедрению Wi-Fi в наиболее популярных поездах дальнего следования, благодаря чему наши пассажиры смогут получить доступ не только к развлекательным сервисам, включая социальные сети, но и, например, к электронной почте, что позволит им не отрываться от рабочего процесса во время поездки. Учитывая, что современный ритм жизни заставляет всегда быть на связи, качественный Интернет в поездах сможет повысить лояльность представителей бизнеса к такому виду передвижения", - цитирует пресс-служба "РуСат" начальника Центра инновационного развития ФПК Константина Бобрышева.
Пресс-служба ФПК вчера отказалась от комментариев.
Андрей Федосеев