Об этом сообщил вчера генеральный директор группы "Связной" Майкл Тач на пресс-конференции в Москве.
"В ноябре мы запустили Light MVNO, где биллинг предоставляется нашим партнером МТС, а все наполнение - от "Связного", - напомнил он. - Мы видим в этом огромную нишу - у нас 18 млн клиентов. Мы не собираемся конкурировать с операторами на их территории - это глупо. Вместо этого мы предлагаем клиенту включить те или иные опции".
По его словам, с 1 ноября по 1 января к "Связному Мобайл" подключилось 153 тыс. абонентов, сделав его крупнейшим в истории России Light MVNO-проектом. "Это предложение не для всех - у нас нет такой цели, но мы хотим планомерно предлагать те продукты и услуги, которые релевантны и интересны клиенту, - пояснил Майкл Тач. - Пока у нас два тарифа, в ближайшем будущем запустим третий, в обозримом будущем - тариф для планшетов".
Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский называет цифру в 153 тыс. абонентов "очень солидной", с учетом того, что подключать пользователей "Связной Мобайл" начал совсем недавно. "У "Связного" яркий бренд и активное сотрудничество с МТС в разных областях, - считает глава АРОС. - Увы, если в обозримой перспективе МТС купит этого ритейлера, "Связной Мобайл" станет просто подбрендом МТС, а такие структуры, как показывает история, не очень перспективны".
"Связной" создал MVNO-проект на базе сети МТС, рассчитывая привлечь в сеть активно потребляющих VAS-услуги клиентов. Майкл Тач тогда подчеркивал, что раньше виртуальные операторы, представленные в России, фокусировались на сервисе именно голосовой связи и мобильного Интернета, но проект ритейлера способен предложить клиентам широкий спектр сервисов "вокруг" связи и сделать их доступными при помощи нажатия кнопки смартфона.
"Самые успешные западные проекты MVNO используют аналогичный подход, и мы заимствовали их лучшие практики", - пояснял топ-менеджер.
В 2013 г. "Связной" увеличил выручку на 17% по сравнению с 2012 г. - до 108 млрд руб., отметил вчера директор по финансам компании Андрей Гунин. Оборот группы превысил 556 млрд руб. и вырос на 9%, добавил Майкл Тач. При этом количество торговых точек ритейлера достигло 3341 магазина в 909 городах страны.
Показатель прибыли до налогов и списаний (EBITDA) остался на уровне 2012 г. - $4,7 млрд. Чистый долг компании составил $9 млрд.
Другой виртуальный оператор, "Центральный телеграф", за весь прошлый год подключил по услуге Full MVNO на сети ЗАО "Скай Линк" всего 700 абонентов. За год компания планирует увеличить абонентскую базу в 2,5 раза.
По словам генерального директора ОАО "Центральный телеграф" Родиона Левочки, компания не планирует никакой революции в рамках MVNO. "Как дополнительный источник дохода эта услуга неплоха, потому что ARPU по услуге MVNO сопоставим c ARPU широкополосного доступа в Интернет - 450-500 руб. Это не склонная к массовому оттоку аудитория, в основном жители лесопарковой зоны Подмосковья, где покрытие от "большой тройки" местами страдает, - отмечал Родион Левочка. - Подключать к услуге MVNO более-менее активно мы начали в сентябре. Всего в неделю подключается по 30 новых абонентов, а абонентская база уже составляет 700 пользователей. К марту мы планируем увеличить абонентскую базу до 1 тыс. пользователей. В целом в этом году мы ожидаем, что база увеличится в 2,5 раза".
MVNO-проект другого оператора – ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) – на сети "Скай Линка" также, по словам директора по корпоративным коммуникациям "МТТ Групп" Анны Бойко, находится в активном состоянии, его абонентская база составляет несколько тысяч абонентов, но набор новых клиентов приостановлен.
"Другой проект Full MVNO с одним из федеральных операторов связи России, который МТТ анонсировал в конце прошлого года, продолжает развиваться в соответствии с нашими планами. Мы намерены запустить продажи весной 2014 г. Целевая аудитория - представители этнических групп, общин, проживающих на территории Москвы и МО, осуществляющих трудовую деятельность, преимущественно жители стран постсоветского пространства. Планируем набрать около 100 тыс. абонентов в течение первого года работы нового MVNO-проекта", - добавляла Анна Бойко.
По словам руководителя департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталия Солонина, в целом рынок MVNO в 2013 г. не претерпел существенных изменений. "Я бы даже сказал, что в сравнении с большинством развитых стран его по-прежнему фактически нет (формально – около 0,5% от абонентской базы мобильной связи). Потенциальные виртуальные операторы жалуются на то, что "большая тройка" не пускает их на сети, а операторы в свою очередь сетуют на отсутствие интересных бизнес-идей", - сообщил Виталий Солонин.
"В результате мы видим, что MVNO-соглашения заключаются, главным образом, между родственными компаниями либо на сетях небольших операторов - "СкайЛинк", СМАРТС и пр.", - ранее замечал он.
Юрий Домбровский, в свою очередь, полагает, что перелома на российском MVNO-поле пока не произошло, но в перспективе четырех-шести лет отечественный рынок по структуре может приблизиться к европейскому и североамериканскому, где MVNO-операторы обслуживают 5-10% абонентской базы.
Даниил Сидоров, Дарья Лютцау