О предстоящих сделках рассказала репортеру ComNews пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн) Анна Айбашева.
Она напомнила, что в 2014 г. оператор полностью пересмотрел подход к бизнесу фиксированного ШПД, проанализировав его состояние и перспективы развития. "В результате были определены шесть городов с наиболее слабыми позициями в фиксированном ШПД. В первом из них, Оренбурге, наш бизнес был продан местному провайдеру - ЗАО "Радиосвязь", бренд "Фокус-Лайф", - сообщила она.
Позже оператор продал ШПД-бизнес в Белгороде, Липецке и Уфе провайдеру "Зеленая точка". С 1 января 2015 г. "ВымпелКом" прекратил оказывать услуги "Домашний Интернет" и "Цифровое ТВ "Билайн" в Липецке. В этот день произошло автоматическое переключение с сети "Билайна" на сеть ООО "Зеленая точка Липецк". По словам Анны Айбашевой, период интеграции с "Зеленой точкой" продлится до августа 2015 г.
Айбашева не стала уточнять, в каких еще двух городах оператор намерен продать ШПД-бизнес. "Остальные 48 регионов присутствия услуги "Домашний Интернет "Билайн" занимают сильные позиции, и планов по их продаже нет", - подчеркнула она.
Руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников отметил, что у этого оператора нет планов расставаться с активами фиксированного ШПД в регионах. Другой оператор, ОАО "Ростелеком", не только не собирается продавать такие активы, но и интенсивно развивает "проводную" инфраструктуру. "Целевой охват оптикой на конец 2016 г. составляет 33 млн домохозяйств", - отметил представитель компании. Сейчас количество абонентов услуг фиксированного ШПД превышает 11 млн, подчеркнул он. Пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Алия Бекетова вчера воздержалась от комментариев.
Эксперты сходятся во мнении, что подобные действия "ВымпелКома" на рынке регионального ШПД нетипичны для игроков "большой сотовой тройки". Другие российские операторы, напротив, продолжают вкладываться в региональные активы, указывает аналитик по акциям UFS Investment Company Анна Милостнова. МТС в конце декабря стала владельцем трех региональных "дочек" СМАРТС, напомнила она.
"Конкуренты по "тройке" весь 2014 г. наращивали M&A-активность в ШПД-сегменте. Наличие такого рода инфраструктуры в собственности - важный аспект повышения качества услуг 3G/4G, требовательных к качеству каналов связи", - отметил финансовый аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Тимур Нигматуллин.
Действия "ВымпелКома" - частный случай оптимизации активов, подчеркнул ведущий аналитик телекоммуникации и медиа ОАО "Газпромбанк" Сергей Васин. "В случае с "ВымпелКомом" продажу активов я связываю с относительно слабыми финансовыми показателями оператора в 2014 г. и низкой долей на региональном рынке", - добавил Нигматуллин, подчеркивая, что оператор таким образом корректирует инвестпрограмму и всю стратегию развития.
"ВымпелКом" – оператор с самой высокой в отрасли долговой нагрузкой, напомнила Милостнова. "Год назад "ВымпелКом" был вынужден временно отказаться от выплаты дивидендов в пользу сокращения долга. Тогда было заявлено, что компания будет постепенно избавляться от неэффективных и нерентабельных активов, поэтому нет ничего удивительного в продаже ШПД-актива в Липецке", - говорит она.
По ее словам, общее число абонентов фиксированного ШПД у "ВымпелКома" составляет 2,2 млн человек на конец III кв. 2014 г., причем в течение последних нескольких лет выручка оператора от услуг ШПД стабильно сокращалась.
"Никто не будет отдавать кусок бизнеса, который приносит прибыль, только потому, что он непрофильный", - рассуждает начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Он считает, что для этого должны быть другие веские причины - падение рентабельности, истечение срока лицензии. "Но основная причина, наверное, упор на развитие целевого сегмента - в данном случае, мобильной связи", - полагает Ващенко. По мнению аналитика, именно лидеры рынка фиксированного ШПД, "Ростелеком" и "Акадо", будут расширять сети за счет того, от чего откажутся мобильные операторы.
Эксперты полагают, что "ВымпелКом", продавая ШПД-бизнес в Липецке, теряет немного. По оценкам Тимура Нигматулина, абонентская база оператора в городе составляла около 20-35 тыс. домохозяйств. "В масштабах бизнеса компании это число несущественно", - отметил аналитик.
Обычно при продаже ШПД-бизнеса отток абонентов сравнительно невелик, считает Нигматуллин. По словам Георгия Ващенко, в небольшом городе это значение составляет несколько процентов.
"Вряд ли текущий годовой показатель оттока у "ВымпелКома" вырастет более чем на 5-10 процентных пунктов. Впрочем, здесь многое зависит от качества обслуживания сети новым владельцем, ценовой политики и предоставляемого набора услуг", - заключил Тимур Нигматуллин.
Елизавета Титаренко