Об этом порталу ComNews сообщил источник, близкий к компании. Пресс-служба NetByNet отказалась комментировать централизацию бизнеса.
NetByNet предоставляет услуги связи в более чем 80 городах на территории шести федеральных округов РФ, включая Москву, Тверь, Петербург, Великий Новгород, Вологду, Калининград, Мурманск, Череповец, Белгород, Воронеж, Курск, Липецк, Орел, Краснодар, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Чебоксары, Екатеринбург, Новый Уренгой, Сургут, Владивосток и Находку, а также города-спутники.
По словам источника, в конце прошлого года в штаб-квартире NetByNet было принято решение об отказе от филиальной структуры и максимальной централизации всех функций на уровне Москвы. "Практически завершена интеграция активов компании в Северо-Западном федеральном округе - решены большинство технических, финансовых, коммерческих, организационных вопросов, - привел пример источник. - Осталась миграция абонентов в единый биллинг".
К миграции абонентов привлечено ЗАО "Стек Софт", разработчик программных продуктов Onyma, которые NetByNet использует для учета предоставленных услуг. "Фиксированные абоненты ОАО "МегаФон" до сих пор находятся в автоматизированной системе расчетов бывшего ЗАО "ПетерСтар", причем в разных регионах биллинги разные - где-то "Петер-Сервис", а где-то решения, которые использовались операторами еще до их приобретения "ПетерСтаром". Отдельно стоят операторы "Вэб Плас" и "Псковская ГТС" - и тот, и другой актив планируется полностью интегрировать в NetByNet. И там, и там все информационные системы, включая автоматизированную систему расчетов, самописные", - добавил собеседник ComNews.
Интеграцию активов в Северо-Западном федеральном округе планируется завершить в этом году, в свою очередь уточнил представитель NetByNet. По его словам, часть активов, которые были приобретены NetByNet или переданы "МегаФону" в прошлом году, уже интегрированы, некоторые находятся в процессе интеграции. "Благодаря отлаженному механизму интеграции в компании процесс происходит максимально оперативно. Интегрируемые активы постепенно переходят на централизованные BSS/OSS-системы NetByNet", - отметил представитель компании.
"МегаФон" никак не участвует в переданном фиксированном бизнесе, возражает источник ComNews. "И выручка, и затраты в части фиксированного ШПД-бизнеса "МегаФона" переведены на NetByNet, - рассказывает он. - При этом в NetByNet переданы только клиенты массового рынка (B2C), всех абонентов - юридических лиц "МегаФон" оставил себе, как и большую часть сетей фиксированной связи. До каждого сегмента сети, где сосредоточены B2C-клиенты, NetByNet арендует у "МегаФона" магистраль. Если же в этом сегменте есть фиксированные клиенты B2B, то уже "МегаФон" арендует у NetByNet "последнюю милю".
По словам источника, от планов по созданию филиалов во всех регионах присутствия NetByNet отказался полностью. Это связано в первую очередь с повышением затрат на филиальную структуру, а у компании - высокий целевой показатель по рентабельности бизнеса: 40% OIBDA margin. "Кроме того, необходимо вносить изменения в устав NetByNet, против чего, насколько мне известно, выступает акционер компании", - заключил источник.
Пресс-служба "МегаФона" вчера воздержалась от комментариев.
По мнению ведущего аналитика телекоммуникации и медиа ОАО "Газпромбанк" Сергея Васина, главными задачами централизации управления NetByNet являются оптимизация издержек в преддверии непростого года, а также эффективная координация маркетинговых усилий компании. "Решение может быть вполне оправданным в текущих условиях", - считает Васин.
Централизация - разумное решение, поскольку в кризис необходимо максимально оптимизировать издержки и поддерживать положительную операционную маржу, соглашается аналитик ИК "Русс-Инвест" Мария Шишкина. "Рынок услуг в сфере доступа к Интернету и IP-телефонии не будет расти двузначными темпами еще как минимум в ближайшие два года. Поэтому разумно было бы, насколько это возможно, сосредоточить функции управления бизнесом на уровне центрального офиса", - резюмировала она.
NetByNet образовался путем консолидации десятков сетей в Москве и Подмосковье, а также Центральной России, Северо-Западе и Поволжье, напомнил аналитик ИХ "Финам" Анатолий Вакуленко. В течение всего прошлого года компания продолжала скупать активы, в частности в Серпухове и Дмитрове.
"Филиальная структура возникла исторически. Она может быть оптимальна в период активного привлечения новых клиентов, в особенности при наличии программ стимулирования менеджеров или при наличии совладельцев. Как правило, филиальную структуру ликвидируют, когда стремятся достичь единого уровня качества, а также стандартизовать услуги. Не исключено, что "МегаФон", владелец компании, требует высокой степени оперативности и управляемости, что легче обеспечить при централизованной структуре. В этом случае компанию даже легче продать, хотя такой вариант развития событий сейчас кажется маловероятным", - рассуждает Вакуленко.
После завершения серии поглощений компании обычно пытаются повысить эффективность, исключая дублирующие функции и соответствующих сотрудников, добавляет эксперт. "Вообще говоря, для интернет-провайдера география не является ключевым фактором, поэтому управлять провайдером вполне можно и из Москвы", - заключил Анатолий Вакуленко.
Андрей Федосеев