О предложении "Яндекс.Маркета" "Ъ" рассказали два источника на рынке электронной торговли и подтвердили несколько собеседников, знакомых с планами производителей. В первую очередь речь идет об электронике и бытовой технике — категории товаров, которые чаще всего подвергаются критике из-за отсутствия статуса ввезенных в Россию официальным путем.
Инициатива "Маркета" позволит производителям помочь покупателям выбирать товар в проверенных местах, говорит один из собеседников "Ъ". По его словам, "Маркет" обсуждает с вендорами возможность с помощью специального знака качества показывать пользователям рекомендованные предложения (этот критерий не будет влиять на ранжирование магазинов в сервисе). Таким образом производители смогут отмечать официальных дистрибуторов своей продукции.
"Первоочередную задачу "Маркета" мы видим не в регламентировании электронной торговли, а в предоставлении пользователю выбора,— отмечают в пресс-службе "Яндекса".— Но мы хотим предложить инструменты, которые помогут пользователям сделать свой выбор, основываясь на большем количестве информации об условиях покупки".
Предполагается, что услуга "Маркета" для компаний-вендоров будет не бесплатной. По информации "Ъ", за сертификат на каждый рекомендованный магазин они должны будут заплатить $100-200 в месяц. "Для "Яндекса" само по себе внедрение такой идеи имеет некую стоимость. Очевидно, что они хотят максимизировать прибыль от бизнес-проекта",— рассуждает менеджер одной из компаний, которой предлагали принять участие в проекте. "Это коммерческое предложение от "Яндекса"",— подтверждает источник на рынке e-commerce. Руководитель департамента аудио- и видеопродуктов "Panasonic Россия" Сергей Кожевников знает об инициативе "Яндекса" и отмечает, что Panasonic обсуждал с представителями "Маркета" возможность маркировать особенным образом официальный товар еще весной прошлого года. Samsung заинтересована в участии в проекте и в ближайшее время будет вести переговоры с "Яндексом" на этот счет, говорит источник, знакомый с планами компании.
"Яндекс" выходил с предложением примерно на 20 компаний, рассказывает собеседник "Ъ", среди них — Panasonic, LG, Sony, Samsung и другие крупные производители техники и электроники. "Теоретически идея маркировки "белых" магазинов может заинтересовать и компании, представляющие другие рынки, которые также популярны с точки зрения трафика, то есть где "Яндекс" мог бы заработать, к примеру детские товары",— размышляет он.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Сергей Румянцев согласен с предложением "Яндекса". По его словам, сегодня на онлайн-рынке процветает торговля кэшем, "серый" товар, уход от налогов, и АКИТ неоднократно предлагала "Маркету" начать бороться с недобросовестными ритейлерами. ""Маркет" оказывает серьезное влияние на состояние интернет-торговли в России, и введение знака качества - важный шаг на пути к "белому" рынку интернет-торговли в России", - убежден он.
Интернет-торговля стала ключевым фактором монетизации поиска, констатировал в недавнем исследовании Morgan Stanley. По подсчетам аналитиков, "Яндекс" использует 61% постоянных онлайн-покупателей, причем 40% поисковых запросов генерируется через "Яндекс.Маркет". По данным comScore за ноябрь 2012 года, российская месячная аудитория "Яндекс.Маркета" превысила 14 млн пользователей.
Роман Рожков