Российский портал CNews провел журналистское расследование одного из самых «денежных» за последние годы тендеров «Газпрома» на покупку ПО немецкого разработчика SAP на общую сумму 927 млн руб. В материале, опубликованном 26 декабря, рассказывается о многочисленных «странностей», обнаруженных после оглашения результатов прохождения тендера.
Профильным корпоративным софтом в структурах «Газпрома» занимается собственный интегратор — ООО «Газпром-информ»; именно через него проходит существенная часть тендеров компании на ПО. Даже несмотря на то, что в 2017 г. выручка компании «Газпром-информ» существенно сократилась, это подразделение продолжает входить в топ-5 «Крупнейших ИТ-инсорсинговых компаний России» (по рейтингу TAdviser). На приобретение и поддержку софта SAP российская компания тратит как минимум 1 млрд руб. в год.
Как сообщает CNews, 22 января 2018 г. состоялось вскрытие конвертов с предложениями по тендеру со сложным названием «Оказание услуг по развитию Корпоративного хранилища данных ПАО «Газпром» на базе ключевых показателей эффективности в части функциональности формирования отчетности в разрезе организационных единиц Группы Газпром» (на 141 млн руб.).
Победителем тендера была объявлена компания - ООО «Энергобизнестехнология».
Источник: CNews
Первая странность, на которую обратил внимание CNews, состояла в том, что хотя закупка «Газпрома» на систему KPI была опубликована еще 14 декабря 2017 г., срок подачи заявок на участие в тендере дважды продлевался, а в результате победу одержала компания ООО «Энергобизнестехнология», которая была зарегистрирована всего за 12 дней до итогового вскрытия конвертов.
Вторая странность - победителем тендера на крупную сумму стала компания, адрес которой указан по месту расположения «второго помещения чердака дома 31/1 по ул. Искры в Москве». CNews отмечает, что по условиям конкурса одним из основных критериев для отбора претендентов было наличие подтвержденного опыта, который оценивался по «количеству представленных в заявке участника выполненных договоров и отзывов по ним от заказчиков за последние 3 года». По условиям тендера также предусматривалось, что ежегодная выручка претендентов не могла быть меньше 30% от начальной стоимости контракта (т.е. 43 млн руб.). Несмотря на такие «строгие» ограничения, подрядчик «с чердака» сумел победить в тендере, доказав способность развивать корпоративное хранилище данных Газпрома на базе ключевых показателей эффективности.
Третья странность, выявленная CNews, состояла в следующем. 7 февраля 2018 г., в день подведения итогов закупки, единственным владельцем компании-победителя стала 36-летняя гражданка О.П. Ее образование не соответствует профилю тендера, О.П. является парикмахером по образованию. По мнению CNews, это не является явным признаком «странностей», а вызывает сомнения, если учесть одновременно, что на момент подведения итогов торгов у компании-победителя не было даже собственного сайта – он появился только три месяца спустя. Сама же компания, согласно сведениям, размещенным на hh.ru, только собирается наращивать свои компетенции по тематике тендера, находясь в поиске новых SAP-консультантов, которых она готова нанимать на зарплату 200-270 тыс. руб. на выполнение портфеля долгосрочных заказов, сроки которых простирается до 2021 г.
Четвертая «странность», отмеченная в публикации, связана с особенностями топ-менедмента фирмы-победителя. Ее гендиректор Г.А., по предположениям CNews, может также являться сотрудником другой компании - АО «БДО Юникон», которое контролируется международной консалтинговой фирмой BDO и частным предпринимателем. Замгендиректора ООО «Энергобизнестехнология» А.С. ранее также работал на протяжении 10 лет у крупных партнеров SAP в России: BDO, SAPRUN, Accenture. CNews отмечают, что на BDO приходится существенная часть подрядчиков «Газпром информ» в сфере ERP SAP.
Пятая странность связана со взаимоотношениями немецкой компании SAP и Санкт-петербургского футбольного клуба «Зенит», которому SAP оказывает спонсорскую помощь. Как отмечает CNews, предысторию этого сотрудничества можно усмотреть в событиях 2016 г., когда на Петербургском экономическом форуме было объявлено о создании совместного предприятия SAP и «Газпрома» для выпуска в рамках программы импортозамещения «российского софта для автоматизации управления предприятием и бухгалтерии». Однако позднее, отмечает CNews, этот проект был свернут без публичного объяснения причин пресс-службой «Газпрома». Вслед за этим, начиная с 2016 г., SAP начинает актиуную кампанию по оказанию спонсорской поддержки футбольному клубу «Зенит», принадлежащего «Газпрому». Финансовые аспекты партнерства «Зенита» и SAP никогда не раскрывались, как и условия спонсорства.
Исходя из перечисленных странностей, CNews приходят к выводу о крайней непрозрачности при объявлении победителей тендеров «Газпрома», связанных с приобретением ПО SAP.
Известно, что SAP продает в России менее 20% лицензий самостоятельно, остальное идёт через партнеров. При этом выручка ООО «САП СНГ» растет из года в год, и по итогам 2017 г. она достигла 32 млрд руб.
При этом в тендерах, как показывает пример с победой ООО «Энергобизнестехнология», побеждают «странные» компании, статус которых не позволяет им напрямую исполнять условия тендера. Известно, что названная фирма - победитель тендера на 115 млн руб. не является партнером SAP, тогда как слов PR-директора SAP CIS Татьяны Зверевой, если компания не имеет статуса SAP PartnerEdge Sell, то она не имеет права продавать ПО SAP.
Следовательно, делает вывод издание, победитель тендера просто закупает лицензии SAP через другого посредника, в лице которого, по предположениям CNews, может выступать BDO Unicon, являясь лишним звеном с точки зрения логики развития бизнеса и оптимизации бизнес-процессов. Это ставит под сомнения эффективность контрактов, заключаемых немецкой компанией SAP, указывая на преднамеренную непрозрачность при проведении тендеров с «Газпромом».