Представитель пресс-службы Минцифры рассказал корреспонденту ComNews, что в настоящее время прорабатывается возможность ужесточения требований к компаниям по включению в реестр аккредитованных ИТ-компаний - готовятся соответствующие изменения в НПА. "По предварительной оценке, количество записей в реестре к концу года может составить порядка 30 тыс. С учетом внесения изменений в НПА, по всем записям в реестре будет проведена проверка на предмет отнесения компаний к сфере ИТ, что напрямую может сказаться на достижении вышеуказанного значения", - сообщил он.
По данным на 8 июля в реестре числится 27674 юрлиц, 1481 из них имеют статус "Аннулирована".
Исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин отметил, что включение в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ дает возможность отечественным компаниям претендовать на получение беспрецедентных мер государственной поддержки, включая и отсрочку от армии. "Участившиеся случаи включения в реестр банков, госкомпаний и госкорпораций запустили процесс пересмотра действующих критериев для аккредитованных ИТ-компаний в сторону их ужесточения. Это необходимо, с одной стороны, чтобы не допустить злоупотреблений при использовании льгот, а с другой - поддержать отечественные ИТ-компании, для которых этот вид деятельности является основным. Согласно недавно принятому Госдумой законопроекту об изменениях в Налоговый кодекс, расширяющие льготы для ИТ-компаний, до 1 августа будет изменен порядок аккредитации ИТ-организаций. В настоящее время Минцифры уже ведет диалог с отраслевыми объединениями для выработки конкретных предложений", - рассказал он.
Генеральный директор ISPsystem Павел Гуральник уверен, что ужесточение требований по вхождению в реестр необходимо. "Количество аккредитованных отечественных ИТ-компаний в реестре показало рост более чем в 2 раза, за период меньше, чем год. Он вызван тем, что для аккредитованных ИТ-компании предусмотрено огромное количество мер поддержки и преференций: это и отсрочки от армии для сотрудников, и налоговые льготы, отмена валютного контроля, гранты и многое другое. На мой взгляд, это замечательный инструмент, который использует государство для того, чтобы ИТ-отрасль формировалась и развивалась, становилась конкурентоспособной и суверенной. При этом, в мире и в нашей стране существует тренд на цифровизацию: автоматизация процессов за счет внедрение ИТ-систем, которые помогают упрощать, модернизировать работу предприятия. Таким образом, у большого количества компаний не связанных с ИТ, появляются внутренние ИТ-департаменты, команды, которые весь этот информационный контур поддерживают. И в связи с этим, многие организации, у которых есть какой-то уровень цифровизации и свои ИТ-специалисты, тоже хотят получить беспрецедентные меры поддержки. Таким образом, пекарня с автоматизированными процессами и внутренним отделом разработки, вузы, больницы, частные охранные предприятия, банки тоже подают на аккредитацию в реестр. Существует практика, когда предприятие выделяет ИТ-департаменты в отдельные организации, например, на штат в 10 тыс. человек, работала 1 тыс. ИТ-специалистов, и чтобы получить преференции, эту команду выделяют в отдельную организацию. Хотя эти команды не занимаются ничем, кроме как предоставление услуг для большой организации, из которой они выделились. Количество льготников растет, но бюджет не рассчитан на помощь всем отраслям. В последствии это может привести к тому, что инструмент будет полностью дискредитирован. А в виду того, что нет возможности отделить ИТ-компании от не являющихся таковыми, нагрузка бюджетная станет непрогнозируемой, эффективность недоказанной, то поддержку могут и вовсе отменить. Как следствие, ИТ-отрасль останется без поддержки, которая на самом деле необходима", - говорит он.
Павел Гуральник считает, что к допуску в реестр необходимо привлекать экспертную комиссию с представителями ИТ-отрасли: "Собрать экспертов, которые помогут с заключением, является ли компания представителем ИТ или все-таки это предприятие с высоким уровнем цифровизации. Необходимо рассматривать разные показатели, начиная от основной экономической деятельности этого предприятия, на ее причастность к каким-то секторам экономики. Таким образом, чтобы муниципальное учреждение, больница, вуз и т.д. не могли считаться ИТ-компанией. - предлагает он. - Я не анализировал данные о том, кто сейчас в нем находится, но реестр пополняется колоссальными темпами. Я уверен, что в нем много действительно ИТ-компаний, с соответствующим основным видом деятельности. Однако при ужесточении требований, введении экспертного совета - реестр ждет существенное сокращение".
Согласно п.4 Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (утверждено постановлением правительства РФ от 18 июня 2021 г. №929 "О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий") государственную аккредитацию вправе получить российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что указанная организация разрабатывает и реализует разработанные ею программы для электронных вычислительных машин, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по разработке, адаптации, модификации программ для электронных вычислительных машин, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливает, тестирует и сопровождает программы для электронных вычислительных машин, базы данных.
Владелец бизнес-школы Katkov.School, член Ассоциации юристов России Павел Катков пояснил, что в соответствии с п.15 указанного положения, в отношении аккредитованной организации уполномоченным федеральный орган исполнительной власти может провести проверку на предмет соответствия деятельности, фактически осуществляемой этой организацией, деятельности, указанной в пункте 4 положения. "В случае установления по результатам проверки несоответствия деятельности, фактически осуществляемой организацией, деятельности, указанной в пункте 4 настоящего положения, государственная аккредитация аннулируется (п.16 Положения). Соответственно, у Минцифры есть два пути. Первый - ничего не менять, а просто проводить проверки. Второй - изменить постановление правительства и сделать условия более строгими. В последнем случае, скорее всего, надо будет менять и ведомственные акты, в частности, приказ Минцифры России № 1085 "Об утверждении административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ государственной услуги по государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" и приказ Минкомсвязи России № 230 "Об утверждении порядка ведения реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и формы выписки из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", - прокомментировал Павел Катков.
"Что касается количества организаций, аккредитации которых грозит аннулирование, то для его оценки необходимо понять, сколько из них использовали льготу просто как налоговую схему, на самом деле не ведя деятельность в сфере ИТ. Реально оценить это сложно, можно лишь ориентироваться на объем налоговых споров, который был ранее по прежнему порядку льготирования, однако эта статистика будет искажена тем, что прежний порядок не предусматривал аккредитации, а этот предусматривает, а значит, качество льготников должно быть выше, ведь его оценивали эксперты, выдававшие аккредитацию", - подвел итог Павел Катков.
Юлия Мельникова