Оценки конкурента "Связного" - "Евросети" (на 49,9% принадлежит ОАО "ВымпелКом" – одному из операторов "большой сотовой тройки") - по количеству проданных в России смартфонов почти не отличаются. "По нашим данным в 2011 г. было продано 7,5 млн шт. смартфонов, что почти полностью совпадает с оценкой "Связного", - говорит PR-директор "Евросети" Ульяна Смольская. По данным "Связного" в денежном выражении рынок смартфонов в 2011 г. вырос на 55% по отношению к 2010 г. и достиг 80,6 млрд руб., что составило 49% от всего рынка мобильных телефонов. При этом по итогам IV квартала 2011 г. доля смартфонов в штучном выражении составила 24%, а декабре 2011 г.- 27% от рынка.
Совпадают оценки двух ритейлеров и в области падения цен на смартфоны: например, по данным "Связного", смартфоны Apple подешевели на 7%, а по данным "Евросети" – на 7,1%. Самое большое расхождение – в оценке падения цен на смартфоны HTC - 16% и 12,5% соответственно. В среднем цена смартфона за год сократилась на 10,9% по данным "Евросети" и на 12% по данным "Связного".
Вот в чем компании принципиально расходятся, так это в оценке общего объема рынка и рынка обычных сотовых телефонов. Так, по данным "Связного" за 2011 г. в целом рынок вырос в штучном выражении на 7% (с 35,4 млн шт. в 2010 г. до 37,9 млн шт. в 2011 г.). а по данным "Евросети" на 17%. При этом "Связной" говорит о падении рынка обычных телефонов на 3% в штучном выражении, а "Евросеть" о росте на 5,6%. В денежном выражении этот сегмент сократился на 14,4% процента (до 90,1 млрд руб.) по оценкам "Евросети" и на 21% по данным "Связного".
Такие расхождения в цифрах участники рынка трактуют по-разному. "Компании учитывают цифры разного количества источников. Мы берем данные наших собственных представительств, а также данные операторов, партнеров и вендоров", - говорит Ульяна Смольская.
"В принципе, никто, кроме "Связного" не оценивает рынок ниже чем 40 млн, - говорит один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным. – "Евросеть" дает оценки около 40 млн, у различных исследовательских агентств эта цифра варьируется от 41,1 млн до 42 млн и больше".
"Мы, разумеется, принимали во внимание оценки других участников рынка, - говорит Ульяна Смольская, - поэтому полагаем именно нашу оценку верной, тем более, что она совпадает с оценкой наших конкурентов – МТС".
"Цифры по рынку, которые мы опубликовали в конце января этого года, действительно очень близки к оценкам "Евросети". Оценки "Связного" более консервативные, что вызвано, вероятно, худшей выборкой, из-за других масштабов розничной сети", - поделилась в разговоре с репортером ComNews Елена Кохановская, директор департамента по связям с общественностью ОАО "МТС" – одним из двух операторов "большой сотовой тройки", решивших заняться развитием собственной розницы.
"Вполне возможно, что "Связной" сознательно занизил объем рынка, чтобы его доля выглядела существеннее, - сказал репортеру ComNews на условиях анонимности еще один участник рынка.
Источник, близкий к "Связному" предположил, что все обстоит с точностью до наоборот. "Насколько мне известно, и "Евросеть" и МТС - потеряли часть рынка, поэтому это, скорее, им выгодно завышать общий объем", - рассуждает собеседник ComNews.
В самом "Связном" говорят, что исходят из других ориентиров. "Мы проверяем данные, по тому, сколько было ввезено в Россию тех или иных телефонов, основываясь на информации, полученной от вендоров, - пояснил репортеру ComNews руководитель отдела исследований и анализа ГК "Связной" Вячеслав Кацегоров. – Так вот, в 2011 г. рост числа ввозимых телефонов составил всего 2%, поэтому цифру роста продаж на 7% мы считаем более реальной, чем 17%, о которых говорит "Евросеть". К тому же в VI кв., на который приходится обычно пик продаж, ввоз остался на том же уровне, что и в IV кв 2010 г, а в декабре даже сократился".
Получить аналогичные данные от еще одного участника рынка, активно развивающего собственную розницу, - оператора ОАО "МегаФон", так же входящего в "большую сотовую тройку", вчера не удалось.
Алексей Рерих