"Теремок" привлек в партнеры "Альфа Роботикс". Компания занимается разработкой человекоподобных роботов, предназначенных для того, чтобы автоматизировать однообразный труд человека при обслуживании клиента. Флагманский продукт компании – робот KIKI – существует на рынке с 2015 г. Роботессы снимаются в кино, играют в театре, работают аниматорами на развлекательных мероприятиях и служат навигаторами-консультантами.
Маруся – это версия KIKI 315. От предшественниц ее отличает значительно больший сенсорный экран и наличие дополнительных встроенных "умений" кассира. Производитель интегрировал в конструкцию модуль оплаты, а также написал программное обеспечение, которое позволяет роботу общаться с покупателем, предлагая блюда "Теремка". Маруся помогает гостям не только определиться с выбором, но и самостоятельно оформляет заказ. Не отходя от роботизированного кассира можно оплатить покупку с помощью банковской карты или смартфона и получить чек. Гости могут выбрать удобное время подачи заказа и забрать его в ресторане "Теремка".
Маруся имеет человекоподобный облик. На лбу у робота установлена камера для распознавания лица стоящего перед ней человека. Увидев покупателя, Маруся поворачивается к нему и старается поймать взгляд. Она шевелит двумя руками и головой, приветствуя покупателя, а расчувствовавшись, готова обнять и сделать фото на память. Однако роботизированная помощница не терпит фамильярности: как только гость позволяет себе до нее дотронутся, она строго предупреждает его воздержаться от подобных действий.
Первый робот уже начал работу в ТЦ "Коламбус" в Москве. Маруся будет встречать гостей у входа в торговый центр и свободно перемещаться по выделенной территории на первом этаже. Роботесса оборудована специальными антеннами, которые позволяют ей ориентироваться в пространстве на основе установленных по периметру торгового центра датчиков и не выходить за пределы определенного периметра. Еще одна точно такая же Маруся "вышла на работу" в ТЦ "Галерия" в Петербурге.
Точную стоимость роботессы-кассира создатели не назвали, но сказали, что это "миллионы рублей". Срок службы Маруси оценивается примерно в 7 лет.
Основатель и управляющий ресторанов "Теремок" Михаил Гончаров сообщил, что первоначально рассматривался вариант промышленного робота, который сможет готовить еду. Однако, по подсчетам компании, это оказалось экономически неэффективно.
Михаил Гончаров добавил, что появление робота-кассира не просто маркетинговый ход. По признанию главы "Теремка", компания уступает в обороте KFC и "Бургер Кингу" примерно 1,5-2 раза. Однако ставить робота для того, чтобы он просто перечислял блюда, было бы скучно и неинтересно. Поэтому ресторан принял решение наделить Марусю еще и умением принимать оплату заказа.
Генеральный директор компании "Альфа Роботикс" Владимир Венеров рассказал, что совместная работа с "Теремком" над созданием образа Маруси и ее обучением велась более полугода – идея появилась в феврале 2018 г., а с марта началось воплощение задумки в жизнь. Робот распознает голос человека на основе технологии Google. Она ищет ответы на вопросы посетителей ресторана как в интернете, так и в заранее запрограммированных сценариях.
В компании сразу определились с тем, в какой отдел определить Марусю. "Маруся работает в отделе продаж. Она поддерживает диалог с покупателем, знает меню и передает заказ в "Теремок", – поясняет Михаил Гончаров. Кроме того, в компании уже задумываются над налогами, которые придется платить за нового сотрудника.
При этом глава "Теремка" пообещал, что из-за появления двух новых роботизированных сотрудников в штате сокращение работающим кассирам не грозит. Однако в перспективе рабочие места за прилавком могут отдать программистам или специалистам, обслуживающим роботов.
Согласно некоторым прогнозам, к 2024 г. мировой рынок сервисной робототехники, предназначенной для обслуживания людей, вырастет в 13 раз. "Роботы уже широко используются на промышленных предприятиях. Вторая волна роботизации затронет сферу обслуживания: ретейл и ресторанный бизнес, и для нас важно оказаться в авангарде, получив дополнительные конкурентные преимущества", – резюмирует Михаил Гончаров.
Анна Устинова