В ноябре Роскомнадзор направит популярным в России мессенджерам юридически значимые письма (официальные требования). Ведомство попросит сервисы зарегистрироваться у российских операторов связи, чтобы выполнить нормы отечественного закона о мессенджерах. Игнорирование требований приведет к блокировке соответствующего сервиса в нашей стране. Об этом «Известиям» сообщил глава Роскомнадзора Александр Жаров.
— Основным мессенджерам, у которых наиболее крупная аудитория в России, разошлем юридически значимые письма с требованием сообщить, в какие сроки и каким образом они намерены воплотить свои обязательства по закону о мессенджерах, — рассказал Александр Жаров.
Глава Роскомнадзора предположил, что мессенджерам может понадобиться время для выполнения норм российского законодательства. Ведомство готово пойти навстречу, если речь идет о «разумных сроках».
— Каждую ситуацию мы будем рассматривать отдельно, но никого уговаривать не намерены, — подчеркнул Александр Жаров.
По его словам, для ведения реестра зарегистрированных мессенджеров Роскомнадзор подготовит специальную электронную систему взаимодействия с операторами связи.
Так называемый закон о мессенджерах (поправки в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») обязывает администрации сервисов идентифицировать пользователей по номеру телефона, а в случае необходимости — ограничивать передачу сообщений. Пользователи должны иметь возможность отказаться от получения электронных сообщений от других аккаунтов. Администрации сервисов обязаны проводить массовые рассылки сообщений от российских госорганов и ограничивать распространение противоправного контента. Закон должен вступить в силу 1 января 2018 года.
— Порядок ограничения доступа к сервисам обмена мгновенными сообщениями должен быть установлен правительством, мы ожидаем появления данного акта, — пояснили в пресс-службе «МегаФона».
Сейчас юристы Роскомнадзора согласуют подзаконные акты с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Основатель платформы для создания мессенджеров OMMG Сергей Кравцов пояснил, что во вступающем в силу 1 января законе много непонятного. К примеру, в нем ничего не сказано о корпоративных мессенджерах.
— Мы дистрибутируем платформу для мессенджеров. Компании ставят ее на свои сервера, настраивают VPN-серверы. Доступа к ней мы не имеем — только предоставляем обновления техническим специалистам заказчиков, — пояснил Кравцов. — Мы считаем, что не должны регистрироваться. Мы даем компаниям только инструмент, как они будут его использовать — это их дело.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян считает, что было бы полезно в юридических значимых письмах иностранным компаниям разъяснить нормы российского законодательства.
— Я периодически консультирую иностранные компании. Для них неизвестность хуже, чем регулирование, — рассказал Карен Казарян. — Есть фирмы, которые готовы соблюдать жесткие требования, когда этого требует рынок. Такие письма стоит отправить и дальше смотреть на реакцию.
По данным Mediascope за июль 2017 года, самый популярный в России мессенджер — WhatsApp. У него в нашей стране 11 млн пользователей. У Viber — 8,2 млн, Skype — 2,9 млн, Telegram — 2,5 млн, Facebook Messenger — около 1 млн пользователей.
Владимир Зыков