Роскомнадзор подготовил правила подсчета зрителей для онлайн-кинотеатров. Тем из них, кто насчитает больше 100 тыс. посетителей из России в сутки, придется вводить дополнительные ограничения на содержание видео и обеспечить возрастную маркировку контента. Проект документа есть в распоряжении «Известий».
1 июля в России вступит в силу закон об онлайн-кинотеатрах — пакет поправок в законы «Об информации…», «О защите детей...», Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и др. Он касается аудиовизуальных сервисов, которые в сутки посещают более 100 тыс. пользователей с территории России. Им будет запрещено демонстрировать видео, оправдывающее экстремизм, содержащее порнографию, нецензурную брань и т.п. Ролики должны получить маркировку — с какого возраста посетителю можно их смотреть. Такие сайты Роскомнадзор включит в специальный реестр аудиовизуальных сервисов. Владеть ресурсами должны российские граждане или юрлица (возможны исключения с разрешения правительственной комиссии). Киносайты-нарушители будут штрафовать или блокировать по решению Мосгорсуда.
Ограничения серьезные — соответственно, важным становится вопрос, каким образом будут считать посещаемость сайтов. Роскомнадзор подготовил проект методики, его предстоит утвердить приказом этого ведомства.
Считать посетителями надо будет людей, которые как минимум 15 секунд смотрели фильм или просто просматривали одну из страниц сайта в браузере.
По словам директора по проектной деятельности Института развития Интернета Арсения Щельцина, 15 секунд — это устоявшийся стандарт длительности, когда посещение веб-станицы засчитывается.
— Просмотр страницы или просмотр видео до 15 секунд, как правило, в интернет-статистике называется «отказом», — отметил Щельцин.
Источником статистики будет общедоступная информация на ресурсе, открытые данные и др. Но кроме того Роскомнадзор будет вести реестр аудио- и видеосервисов — и все такие сайты будут обязаны представлять в ведомство отчетность.
С 1 июля каждый онлайн-кинотеатр должен будет установить одну из предлагаемых Роскомнадзором программ, «предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети Интернет» — то есть счетчиков посещаемости.
В Роскомназоре не уточнили, какими критериями должны обладать рекомендованные счетчики и как продвигается работа по их отбору.
По словам генерального директора онлайн-кинотеатра Tvzavr Марины Сурыгиной, на сайтах интернет-кинотеатров, в том числе и на сайте Tvzavr, находится большое количество различных счетчиков, которые позволяют анализировать поведение пользователей и вести их подсчет.
— Нам все равно, какой счетчик нас попросят поставить, главное, чтобы он был бесплатным и несложным в установке, — добавила она. — Конечно, хотелось бы, чтобы Роскомнадзор выбрал один из уже установленных почти у всех (например, Mediascope) или какой-то бесплатный аналог. Платить за дополнительные счетчики, которые нам, по сути, не нужны, мы не хотим.
Представители Mediascope не стали комментировать, ведет ли компания переговоры с Роскомназором по поводу счетчиков.
Представители проекта «Спутник» (эта «дочка» «Ростелекома», кроме собственной поисковой системы и браузера, выпустила также систему веб-аналитики) сообщили, что ведут переговоры с Роскомнадзором по целому ряду проектов. Но компания может комментировать только уже завершенные проекты, если ведомство даст на это согласие.
— На данный момент нам неизвестно, какие программы для определения количества пользователей войдут в перечень рекомендуемых «Роскомнадзором». Как и все, мы ждем принятия подзаконных актов, проясняющих детали, — отметили в пресс-службе «Яндекса» (компания разработала аналитическую систему «Яндекс.Метрика»).
По данным J’son & Partners Consulting, в 2016 году объем российского рынка легальных видеосервисов достиг 11,18 млрд рублей. Рост по отношению к 2015 году составил 32%. Согласно оценкам компании, к 2020 году доходы легальных видеосервисов в России увеличатся примерно до 20 млрд рублей. Среднегодовой темп прироста в 2017–2020 годах составит 16%.
Александр Кондратьев