Проверки фирм, которые заподозрят в нарушении закона о персональных данных, не будут регламентироваться федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Из-под действия этого закона выводится Роскомнадзор, подтвердил РБК пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский.
Это означает, что Роскомнадзору не нужно будет уведомлять прокуратуру о проверках за три месяца, готовить план (сейчас он находится в открытом доступе на сайте Роскомнадзора). «Очень много нарушений связано с незаконным распространением персональных данных в Интернете. Если реагировать на них в порядке официальной плановой проверки, то неприятные последствия для гражданина от того, что его личная информация находится в открытом доступе, наступят быстрее, чем удастся устранить нарушение», — объясняет необходимость перемен Ампелонский.
Специалист по информационной безопасности Алексей Лукаций видит в этом угрозу: «Появляется потенциальный рычаг с отсрочкой на два года, чтобы социальные сети и другие задумались и стали более предметно относиться к требованиям Роскомнадзора». С ним согласна директор по стратегическим проектам Института исследований Интернета Ирина Левова.
По новой норме проверить ресурс, в том числе выяснить, есть ли у него серверы в России, как поясняет Лукацкий, ведомство сможет в любой момент. «Это относится не только к сайтам. С 2016 года данный пункт закона фактически касается любой организации», — говорит он.
В «новом» законе не прописано, нужна ли для проверки жалоба пользователя. По действующей версии закона внеплановая проверка возможна только по обращению граждан, к тому же для этого нужно согласование с Генпрокуратурой. Роскомнадзор может сразу заблокировать сайт нарушителя, выдать предписание об устранении нарушений, обратиться в суд или прокуратуру, составить протокол и выписать штраф — конкретное правоприменение пока не прописано в Административном кодексе.
При этом, уверен Лукацкий, у Роскомнадзора сейчас недостаточно технической квалификации, чтобы понять, где именно компания хранит данные. «За то время, которое остается до вступления закона в силу, мы ее существенно повысим», — говорит Ампелонский.
Пресс-секретарь Роскомнадзора утверждает, что «внезапно приходить в офисы операторов персональных данных в 5 утра и изымать серверы» ведомство не будет, а норма создана, чтобы можно было «оперативно реагировать и устранять нарушения без физического взаимодействия с оператором персональных данных».
Сейчас значительная часть нарушений устраняется по запросу Роскомнадзора самими операторами персональных данных — во внесудебном и внеадминистративном порядке. Если подтверждается, что данные, которые не должны быть в открытом доступе, отображаются на сайте, ведомство требует их удалить. Если сайт, на котором обнаружат нарушение, не отреагирует на предписание, его могут подвергнуть блокировке. Сейчас в перечне заблокированных по закону о персональных данных на сайте Роскомнадзора несколько сотен доменных имен. В списке зарубежных сайтов доменных зон.com,.net,.info и.org — 102 адреса сайтов, в реестре российских в доменной зоне.ru — 260. Период, за который они были закрыты, не назван.
Внеплановыми проверками занимаются правоохранительные органы, а при необходимости они привлекают Роскомнадзор. Он направляет в компанию предупреждение и дает срок на устранение нарушения. Роскомнадзор также проводит плановые проверки (на сайте ведомства есть общий план на 2014 год по различным предприятиям, без отделения закона о персональных данных). Генеральный директор Biletix Александр Сизинцев рассказал, что при плановых проверках у Роскомнадзора нет жесткой позиции: «Остановить бизнес они не могли, а давали рекомендации, которые нужно было выполнить в определенный срок».
Но риски для бизнеса могут возникнуть, считает генеральный директор Biletix, если по заявлению любого человека можно заблокировать ресурс без суда. «Это требует серьезного расследования и понимания, есть ли нарушение. Соблюдать этот закон на 100% довольно сложно, должно быть время на исправление ситуации». Для популярных сервисов остановка сайта хотя бы на час — уже серьезный удар по репутации, после которого сложно подняться. При этом он напоминает, что жалобы на нарушение закона о персональных данных могут стать инструментом недобросовестных конкурентов.
Новый закон о персональных данных внесли в Госдуму депутаты Вадим Деньгин, Андрей Луговой (ЛДПР), Александр Ющенко (КПРФ) 24 июня. Уже 9 июля он был одобрен Советом Федерации.
Дарья Луганская