Роскосмос вынужден пересмотреть планы по созданию национальной системы спутниковой конфиденциальной мобильной связи (ССКМС) и существенно переформатировать сам проект. Как поясняется в проекте Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы, которая сейчас проходит согласование в заинтересованных ведомствах, система защищенной спутниковой конфиденциальной связи будет развернута с 2021 по 2025 год и будет состоять из двух спутников на геостационарной орбите (ГСО) и двух на высокой эллиптической орбите (ВЭО). Общая смета проекта — 43,1 млрд рублей. Финансирование опытно-конструкторской работы ССКМС Роскосмос предлагает начать с 2016 года.
Как пояснил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, очевидно, что опытно-конструкторская работа (ОКР) ССКМС появилась в результате совмещения двух проектов: создания космического комплекса «Эллипс» в составе четырех космических аппаратов на высокой эллиптической орбите (это позволяет обеспечить устойчивую связь в высоких широтах, откуда геостационарные спутники не видны) и системы связи «Енисей» — ее планировалось строить на основе трех спутников на геостационарной. ОКР «Енисей» и «Эллипс» были прописаны в черновом варианте ФКП на 2016–2025 годы, которую Роскосмос подготовил летом прошлого года.
— Последний «экономный» вариант ФКП двух систем связи не потянул, и решено было сделать одну интегрированную систему в минимальном составе космических аппаратов, — пояснил собеседник в космическом агентстве. — Запуск первого аппарата перенесли с 2019 года на 2021-й.
В 2021 году первый аппарат, созданный в рамках ОКР ССКМС, должен быть выведен на ГСО. В 2023-м намечен старт второго аппарата системы на ВЭО, а в 2025-м планируется запустить еще два спутника: один — на ГСО, второй — на ВЭО.
— В идеале нужно иметь не два, а больше спутников на ВЭО для обеспечения связи в Арктическом регионе, потому что в случае выхода из строя одного спутника перерывы в доступности связи в северных широтах могут достигать шести часов, — пояснил собеседник в Росокосмосе. — Но нам объяснили, что больше денег сейчас нет, дальнейшее развитие системы будет заложено в ФКП последующих периодов. Также под секвестр попали ряд ОКР по созданию оборудования и системы управления для ССКМС. Например, ранее планировалось начать создание абонентского оборудования для системы в 2016 году, сейчас начало этих работ перенесено на 2020 год. Это означает, что фактически ССКМС будет доступна пользователю даже в экспериментальном виде не раньше 2023 года.
Сейчас в России системы конфиденциальной спутниковой связи в том или ином виде поддерживаются геостационарными спутниками вещания: запускаемые аппараты «Экспресс» и АМУ предусматривают возможность организации связи по защищенным линиям, в частности, для обеспечения коммуникациями руководителей государства. Но невысокая надежность ракетной техники, из-за которой эти аппараты часто не долетают до орбиты, а также непродолжительный срок службы аппаратов ставят под вопрос надежность и стабильность защищенных каналов связи.
Минобороны для своих нужд использует Единую систему спутниковой связи (ЕССС) Вооруженных сил. Это резервный канал так называемой системы «Судного дня» — сеть узлов связи, передающих станций и компьютерных терминалов, которые обеспечивают устойчивую, помехозащищенную и закрытую связь с любой точкой земного шара. Именно они дают сигнал на боевое применение всех стратегических ядерных сил. Создание началось еще в 1970-х годах. ЕССС состоит из двух подсистем — на геостационарной и высокоэллиптической орбитах. Стационарная подсистема состоит из спутников «Радуга» (сейчас эксплуатируются два аппарата), а высокоэллиптическая — на аппаратах «Меридиан» (на орбите работают четыре аппарата).
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин отмечает, что предложенная система не будет иметь глобального покрытия.
— Такая система не обеспечит глобальной связи — два геостационарных спутника и два аппарата на ВЭО по определению не охватят все территории Земли, — говорит Ионин. — Тогда теряется главное преимущество спутниковой системы связи — ее глобальность... В целом пик применения космоса для традиционных военных приложений, таких как связь и разведка, пройден на рубеже тысячелетий, и сейчас идет глубокий пересмотр этих технологий. Альтернативы есть — например, это относительно дешевые и мало живущие микроспутники для решения тактических и оперативных задач, которые при необходимости выводятся целыми «роями» на низкие орбиты. Создание дорогих и сложных группировок долгоживущих спутников — это, на мой взгляд, инерционный подход, его нужно пересматривать.
Иван Чеберко