В 2017 году на российские космические программы может быть выделено 173,2 млрд рублей — такая цифра содержится в проекте бюджета на 2017 год, внесенном правительством в Госдуму. Это ощутимо больше, чем предлагал выделить на космическую деятельность Минфин летом этого года.
Внесенный правительством в Госдуму проект бюджета на 2017 год предусматривает расходы в рамках программы «Космическая деятельность России» в объеме 173,2 млрд рублей. Из этой суммы крупнейшая часть приходится непосредственно на мероприятия Федеральной космической программы (ФКП) — 92,46 млрд рублей. ФКП охватывает практически все направления деятельности Роскосмоса — от научно-исследовательских работ по проектированию лунной базы до содержания российского сегмента Международной космической станции.
Вторая по объему строчка — это финансирование мероприятий Федеральной целевой программы (ФЦП) ГЛОНАСС, на реализацию которых в 2017 году планируется выделить 38,27 млрд рублей. Деньги пойдут на создание спутников, наземной инфраструктуры, оснащение предприятий (например, ИСС имени Решетнева в рамках программы получит 1,3 млрд рублей капитальных вложений) и оплату ракетной техники и пусковых услуг для выведения на орбиту космических аппаратов.
21 млрд рублей зарезервирован на мероприятия ФЦП «Развитие космодромов на период 2017–2025 годов». Данная программа пока не утверждена правительством, но основные ее параметры согласованы. Речь идет о финансировании трех космодромов — Плесецка, Байконура и Восточного. Относительно небольшая смета ФЦП «Развитие космодромов» указывает на то, что в 2017 году не будет развернуто масштабное строительство второй очереди Восточного. Отчасти это объясняется неготовностью проектной документации и отсутствием решений по некоторым ключевым вопросам — например, до сих пор нет ясности по носителю сверхтяжелого класса. В то же время первый старт «Ангары» с Восточного официально назначен на 2021 год, и перенос сроков начала строительства стартового комплекса означает перенос даты первого пуска.
Весь бюджет подпрограммы «Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности» — 2,2 млрд рублей на 2017 год — расписан на единственный проект — «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса». Этот проект «Роскосмос» реализует совместно с «Росатомом»: летный образец космического аппарата с ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭДУ) в России планируется создать к 2025 году. Вопрос с дальнейшим применением ЯЭДУ пока в тумане: мегаваттная мощность нужна при полетах в дальний космос, например на Марс. Но такой экспедиции РФ пока не планирует даже на уровне научно-исследовательских работ. Пока амбиции российской пилотируемой космонавтики сконцентрированы на Луне. В то же время смета проекта создания ЯЭДУ на следующий год выросла в сравнении с проектом Минфина (который в июле довел до госкорпорации предельные объемы финансирования). Минфин планировал выделить на этот проект 1,6 млрд рублей, но «Роскосмос» настоял на значительном увеличении бюджета.
То же самое произошло с бюджетом ФЦП ГЛОНАСС — летом Минфин планировал выделить на мероприятия программы 26,7 млрд рублей, но «Роскосмос» смог настоять на выделении полной суммы, предусмотренной планом ФЦП. Знакомый с ситуацией источник пояснил, что о необходимости финансирования ГЛОНАСС в полном объеме глава госкорпорации Игорь Комаров говорил лично с Владимиром Путиным. ГЛОНАСС активно используется российскими военными, при этом стоимость поддержания системы в последние годы возросла из-за дорогих программ импортозамещения. Вот показательный пример: в конце прошлого года «Роскосмос» заключил с ИСС имени Решетнева (разработчик и производитель спутников «Глонасс») контракт на изготовление 11 спутников нового поколения: 9 — «Глонасс-К1» и 2 — «Глонасс-К2». Объем контракта — 62 млрд рублей, то есть каждый аппарат стоит 5,6 млрд рублей. А в то время, когда версталась ФЦП ГЛОНАСС — это 2011–2012 годы, — стоимость аппарата «Глонасс-К1» была немногим более 2 млрд рублей.
— ЯЭДУ — это проект будущего. В случае его успешной реализации Россия сможет в перспективе стать неотъемлемой частью любого крупного международного проекта по исследованию дальнего космоса, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. — Поэтому в создание ЯЭДУ действительно стоит вкладывать деньги. Что касается ГЛОНАСС, то систему необходимо финансировать в полном объеме, чтобы она всё время оставалась в полном составе. Это лицо нашего технологического развития, и нам нельзя его терять.
Иван Чеберко