Правительство России рассматривает различные варианты проведения магистрального канала связи до полуострова Крым. Об этом CNews рассказали два источника в федеральных ведомствах. Напомним, власти автономной республики Крым избрали курс на объединение с Россией, референдум по данному вопросу состоялся 16 марта. За вхождение в состав России, по предварительным данным, высказались более 95% жителей полуострова.
Сейчас Крым соединен с «материковой» территорией Украины по оптоволоконному кабелю, принадлежащему крупнейшему в стране оператору фиксированной связи - «Укртелекому». Но этот кабель недавно – с началом напряженности в Крыму - уже выходил из строя. По политическим причинам надежность данного канала вызывает сомнения, поэтому необходимо соединить полуостров с Россией, говорит собеседник CNews.
К настоящему моменту выработано три варианты решения проблемы: проведения радиорелейного канала связи, прокладка волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) по дну моря или прокладка ВОСЛ вдоль автомобильного моста через Керченский пролив. Самого моста пока не существует, соответствующий проект рассматривается еще с 90-х гг. Но недавно премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о строительстве моста.
Собеседник CNews говорит, что вариант прокладки ВОЛС вдоль моста – наиболее предпочтителен. Аналогичным образом решался вопрос с обеспечением телекоммуникационной инфраструктуры для саммита АТЭС, состоявшегося в 2012 г. на острове Русский. Тогда на остров от Владивостока был проведен мост, вдоль которого построили ВОЛС. В случае, если проект будет одобрен, его реализацией, скорее всего, займется «Ростелеком».
В Минкомсвязи, Россвязи и «Ростелекоме» от комментариев по этому вопросу отказались.
Ширина Керченского пролива - 4,5 км. Создание канала связи через него не потребует много денег и времени, считают чиновники
Вице-президенту «Ростелекома», бывшему замминистра связи Науму Мардеру не известно о подобных планах правительства, но он считает, что радиорелейная линия связи – не лучший вариант, ее скорость будет значительно ниже, чем у ВОЛС.
Между прокладкой ВОЛС по мосту или по дну морю большой разницы – как по техническим характеристикам, так и по стоимости проекта – нет, считает Мардер. Хотя, с учетом скального грунта, стоимость подводного ВОЛС, по его мнению, может быть несколько выше.
Чиновник одного из профильных ведомств уверен: если проект будет одобрен, его реализация не потребует больших денежных или временных затрат: «Глубина моря в районе Керченского пролива - всего 18 м, а ширина пролива – 4,5 км».
По оценке гендиректора аналитического агентства "Рустелеком" Юрия Брюквина, стоимость прокладки 1 км подводного ВОЛС составляет 3,5 млн руб. То есть если ВОЛС прокладывать в самом узком месте Керченского пролива, она будет стоить порядка 15,5 млн руб. Если же ВОЛС вести по опорам вдоль моста, то 1 км обойдется в 450 - 550 тыс. руб. Вся линия, таким образом, будет стоить 2 - 2,5 млн руб. Правда, строительство самого моста может занять около 3 - 4 лет, добавляет аналитик.
Брюквин также отмечает, что стоимость выполнения работ по госконтрактам может значительно превышать среднерыночную. Например, построенная для сочинской Олимпиады подземная ВОЛС протяженностью 700 км обошлась государству в 2,1 млрд руб., то есть по 3 млн руб. за 1 км, тогда средняя стоимость прокладки ВОЛС по грунту - порядка 800 тыс. руб. за 1 км.
Игорь Королев