Россия за конвенциональный Интернет

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров считает необходимым принять международную конвенцию по управлению инфраструктурой Интернета. С таким сенсационным заявлением он выступил на первой пленарной сессии полномочной конференции Международного союза электросвязи (МСЭ), которая открылась вчера в южнокорейском городе Пусане.

Полномочная конференция МСЭ проходит один раз в четыре года. На ней, в частности, происходят выборы высшего руководства Союза, членов Радиорегламентарного комитета и Совета, а также принимается стратегический план этой организации на следующий четырехлетний период. В первый день полномочной конференции, которая продлится до 7 ноября 2014 г., национальные делегации выступали с политическими заявлениями.

Николай Никифоров выступил как глава делегации Администрации связи России. В отличие от большинства политических заявлений других стран, которые содержали благодарности принимающей стороне, поздравления в адрес избранного председателя конференции и информацию о достижениях на домашних телекоммуникационных рынках, заявление Николая Никифорова было предельно конкретным и предметным. Выступал он на русском языке – одном из шести официальных языков МСЭ.

Глава российского отраслевого регулятора призвал международное сообщество к мобилизации усилий по предотвращению использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях, противоречащих Уставу ООН и руководящим документам МСЭ. Для этого он предложил под эгидой институтов ООН выработать соответствующие международные нормы и правила, которые в итоге стали бы основой международной конвенции по управлению инфраструктурой Интернета.

Николай Никифоров отметил, сколь велики для любой страны мира риски умышленного нарушения работы национальных сегментов сети или полного отключения стран от Интернета без объяснения причин. "Вспомните озвученную Эдвардом Сноуденом информацию о целенаправленном отключении в 2012 г. Сирии от Интернета. На площадке ООН мы должны предложить такую эволюцию отношений в сети Интернет, чтобы государства вернули себе в сети свой суверенитет, а своим гражданам — юрисдикцию своих стран!", - заявил он.

Российский министр напомнил, как в ходе церемонии открытия полномочной конференции МСЭ утром 20 октября 2014 г. у всех в зале отключился доступ в Интернет и все телефоны. "Кто это сделал? Это сделал бизнес? Нет, это сделал не бизнес, - наглядно проиллюстрировал он свою мысль. - Или, может быть, это было решение, с участием всех заинтересованных сторон? Нет, это сделало государство, на территории которого мы с вами находимся. И сделало это для безопасности. Кто-то в зале встал и выразил протест? Нет. Очевидно, что бессмысленно отрицать роль государств в управлении инфраструктурой ИКТ".

За пару часов до выступления Николай Никифоров генеральный секретарь МСЭ Хамадун Туре, который в конце 2014 г. слагает полномочия, дал пресс-конференцию, на которой ему был задан и вопрос о роли Союза в управлении Интернетом.

"Это – не наша задача, - сообщил высший чиновник МСЭ, - и в Стратегическом плане Союза до 2018 г., который мы будем принимать в Пусане, вы не найдете ни одного упоминания о регулировании Интернета. МСЭ смотрит на все с точки зрения инфраструктуры. Интернет использует телекоммуникационную инфраструктуру, поэтому я считаю телеком и Интернет взаимодополняющими сферами и постоянно призываю эти два сообщества наводить мосты друг с другом".

Хамадун Туре добавил, что у него есть и личная позиция по этому вопросу: "Я считаю, что в мире не существует одной организации, которая должна управлять Интернетом, да и вообще и могла бы справиться с этой задачей. Этим должны заниматься различные, преимущественно международные, организации".

Словно заранее зная слова Хамадуна Туре, Николай Никифоров говорил не об управлении Интернетом, а об управлении инфраструктурой Интернета, которую он понимает как суверенное право каждого государства на управление инфраструктурой в национальном сегменте сети. В беседе с репортером ComNews Николай Никифоров добавил, что игнорировать роль государств в управлении инфраструктурой Интернета далее невозможно. При этом он подчеркнул, что этот вопрос не урегулирован и требует доработки международной правовой базы.

Член Радиорегламентарного комитета МСЭ Виктор Стрелец рассказал репортеру ComNews, что по регламенту полномочных конференций Союза политические заявления администраций связи не обсуждаются и не комментируются, но становятся директивными направлениями работы для национальных делегаций, используются в дальнейших дискуссиях и имеют все шансы найти отражение в итоговых документах конференции.

Высокопоставленный представитель МСЭ, попросивший не называть его имени, так как по должности он не имеет права высказывать личную позицию, сообщил ComNews, что полностью разделяет идеи Николая Никифорова. "Да, Интернет – это вторичная сеть, но она доросла до таких масштабов, что может негативно повлиять на первичную сеть, - сообщил он. – Если бы 150 лет назад, когда создавался МСЭ, была узаконена возможность одним странам управлять семафорами в других, развитие железных дорог пошло бы совершенно иначе". Он также отметил, что новый генеральный секретарь МСЭ, который будет избран в ближайшие дни, вполне может иметь позицию по роли Союза в регулировании интернета, отличную от мнения Хамадуна Туре.

Представитель делегации Индонезии сообщил ComNews, что однозначно поддерживает предложения российского министра связи и массовых коммуникаций. То же самое сказал и секретарь Комиссии по регулированию телекоммуникаций Бангладеш Сарвар Алам.

Директор Государственного агентства связи при Правительстве Кыргызстана Чингиз Бекташов прокомментировал слова российского коллеги так: "Все больше стран понимает, что Интернет превратился в важную экономическую составляющую, и скоро уже никто не захочет отдавать его в чужие руки. Об управлении Интернетом на площадке МСЭ впервые заговорили в декабре 2012 г. на Всемирной конференции по международной электросвязи в Дубае, но там существенная часть дискуссий велась в кулуарах. Господин Никифоров впервые громко заявил об этом с трибуны, и я уверен, что его предложения поддержат многие страны".

По словам директора Координационного центра национального домена сети Интернет Андрея Колесникова, идея передать управление Сетью новым международным или нацональным структурам почти год разрабатывается в ICANN – речь идет о передаче технических функций IANA (управления доменами верхнего уровня и выдачи блоков IP-адресов).

"В Правительстве США многократно подчеркивали, что рассчитывают на то, что именно ICANN и станет той самой преемственной межправительственной организацией", - добавляет директор по связям с общественностью и взаимодействию с органами государственной власти RU-CENTER Group Андрей Воробьев. – Для проведения соответствующей реформы уже сформирована  специальная группа, куда вошли представители ряда государств, пользовательского, бизнес- и технологического сообществ, а также регистраторов доменных имен и администраторов доменов".  По словам Воробьёва, окончание инициированной Правительством США реформы запланировано на осень 2015 г., в разработке "дорожной карты" принимают участие и российские специалисты.

"С точки зрения большинства экспертов, разбирающихся в устройстве Интернета, отдавать функцию управления Интернетом ни под эгиду ООН, ни под эгиду МСЭ не очень правильно", - полагает Андрей Колесников. На его взгляд, динамика развития Интернета такова, что межгосударственная бюрократическая структура, во-первых, не будет успевать за бешеной динамикой новейших технологий, а, во-вторых, обе эти организации слишком далеки от технологических вопросов киберпространства.

"Мы разделяем позицию многих экспертов, которые сходятся во мнении, что механизм управления интернет-инфраструктурой должен быть построен на основе модели мультистейкхолдеризма (коллективного управления), позволяющей учесть интересы всех сторон", - в свою очередь отмечает Андрей Воробьев.


Леонид Коник, Даниил Сидоров

Тематики: Интернет, Регулирование

Ключевые слова: Интернет, Министерство связи