В России может быть введен лимит по числу мобильных номеров и SIM-карт, оформленных на одного человека, — такая инициатива обсуждалась на закрытом совещании в Общественной палате 30 июля. В нем участвовали представители банков и операторов сотовой связи. Об этом «Известиям» рассказал участник проекта Общественной палаты «Перспектива» Денис Калугин, который был на встрече. Минкомсвязи и Минэкономразвития выступают против инициативы.
По словам Калугина, на совещании предварительно решено, что каждый гражданин может иметь не более 10 номеров сотовой связи — в сумме по всем операторам: предполагается создать единую систему мониторинга количества SIM-карт у физлица. Рассмотреть применение аналогичных мер в РФ на совещании предложила Ассоциация российских банков (АРБ). Цель проекта — исключить мошеннический вывод денежных средств через счета сотовых операторов. По данным банкиров, сейчас наблюдается всплеск такого способа «обналички» — за июнь-июль мошенники таким способом вывели несколько сотен миллионов рублей, украденных с карт клиентов крупных банков (топ-50 по активам), а ежегодные потери банков оцениваются в миллиарды рублей.
В ОП указывают, что операторы свободно продают гражданам пулы мобильных номеров — иногда по тысячи номеров на человека. Глава исследовательской компании Telecom Daily Денис Кусков говорит, что номера обходятся по цене от 10 рублей за штуку и покупают такие пакеты обычно или для рекламных рассылок, или для мошенничества.
— Когда мошенники переводят украденные средства между банковскими счетами, их реально вычислить, — рассказывает топ-менеджер банка, который участвовал в совещании. — Банки в онлайн-режиме мониторят трансакции, отправители идентифицируются. При возникновении сомнений в законности операции банки имеют право приостановить ее до момента, пока банк не разберется в ситуации. Если очевидно, что операция сомнительная, банк ее не проводит и незамедлительно дает сигнал Росфинмониторингу. Из финразведки информация поступает в МВД/ФСБ, т.е. незаконный вывод средств остановить реально — если к этим схемам не подключены сами банки. Но когда злоумышленники переводят деньги со счета в банке сразу на счет сотового оператора, а потом сразу выводят их — например, через электронные кошельки или снимают в банкомате (опция снятия денег с карты, имеющиеся на мобильном счете, есть у многих банков), — остановить мошенничество фактически нереально. Концы сразу теряются, потому что получатели сразу выкидывают «симки». В итоге трансакция обрывается на сотовом операторе. Мобильные операторы редко идут на тесное сотрудничество с банками в части выявления незаконных финопераций. По мнению сотовых компаний, это прерогатива банков, как и защита средств их клиентов от хищений.
Президент АРБ Гарегин Тосунян отметил, что ограничение в 10 номеров разумно с точки зрения соблюдения баланса между правами граждан и упорядочиванием системы сотовой связи.
— В то же время надо понимать, что эта мера станет временным решением проблемы: мошенники будут регистрировать по 10 номеров на подставных лиц; останется неохваченной сфера электронных кошельков, — предполагает Тосунян. — В связи с ростом рынка дистанционного банковского обслуживания и стремительным увеличением случаев мошенничеств целесообразно сформировать постоянно действующую рабочую группу на базе одного из профильных ведомств, включающую в том числе специалистов банков и представителей операторов связи, и провести всеобъемлющую ревизию законодательства и технологической базы взаимодействия граждан и банков через третьи стороны.
Кроме того, введение лимита на число «симок» могло бы отчасти помешать мошеннической раздаче SIM-карт населению. Так, в людных переходах у станций метро в Москве зачастую бесплатно раздают карты приезжим — эти «симки» зарегистрированы на физические лица, которые выводят с карты средства, как только жертва пополнит баланс. Поправки, как говорит Калугин, необходимо внести в действующий закон «О связи» и «О персональных данных», законопроект уже разрабатывается на базе ОП. Для юрлиц также запланированы ограничения, но нюансы еще обсуждаются: например, следующий вопрос для обсуждения — обязательство сотовых операторов проверять факт трудоустройства и паспорта сотрудников корпоративных клиентов, на которых оформляются номера.
В Центробанке от комментариев отказались. В Росфинмониторинге, Минфине и МВД не ответили на запрос «Известий». В Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что признают наличие проблемы незаконного выведения денег через счета сотовых операторов. Но новация, по мнению министерства, не позволит комплексно решить проблему мошенничества, поскольку полноценно не решена проблема незаконной реализации карт.
— В частности, незаконное распространение SIM-карт идет через недобросовестных дилеров, которые могут оформлять фиктивные контракты, а те, в свою очередь, в последующем могут быть использованы в мошеннических целях, — поясняет Елена Лашкина, помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева. —
Следовательно, в первоочередном порядке необходимо существенно ужесточить административную ответственность за незаконную реализацию SIM-карт, что, в свою очередь, приведет к «отбеливанию» этого процесса и созданию эффективного механизма контроля за незаконными финансовыми операциями как со стороны банков, так и со стороны операторов связи. Кроме того, не совсем понятна аргументация по лимиту идентификационных модулей, поскольку концептуально ничего не изменится, если эта цифра будет зафиксирована, к примеру, на уровне 7 или 12 SIM-карт. Подобного рода лимиты ущемляют права и интересы добросовестных и законопослушных абонентов.
В Минкомсвязи согласны с этой позицией.
— Гражданин России вправе иметь столько SIM-карт, сколько хочет, это гарантировано Гражданским кодексом РФ, поскольку оператор связи не вправе отказать в заключении договора об оказании услуг связи, — заявили «Известиям» в пресс-службе Минкомсвязи. — При этом в перспективе потребность в SIM-картах будет только расти: их устанавливают в различные устройства, например охранные сигнализации, «умные дома» и т.д.
В министерстве считают, что необходимо сосредоточиться на правоприменении: больше года назад вступили в силу поправки в закон «О связи», запрещающие продажу SIM-карт без предъявления паспорта и передачи паспортных данных оператору связи.
— Тем не менее SIM-карты раздаются открыто без требования паспорта, а органы, которые обязаны пресекать эту деятельность, на это не обращают внимания, — указывают в министерстве.
По мнению руководителя направления разработки карточных продуктов Бинбанка Александра Матущенко, при продаже пула мобильных номеров случаи с большими семьями должны рассматриваться в индивидуальном порядке.
— Тяжело представить портрет добросовестного клиента, которому потребуется свыше 10 сотовых номеров, поэтому говорить о нарушении прав потребителя в данной ситуации, скорее всего, не придется, — считает Матущенко. — Ввод ограничения на максимальное количество номеров, возможно, на какое-то время снизит объемы выводимых денежных средств, но не стоит забывать, что схемы постоянно улучшаются.
Как отмечают в юридической компании «Левант и партнеры», в 2014 году в России операторы связи «списали» около 110 млн SIM-карт: продано 112 млн «симок», при этом совокупная абонентская база российских операторов выросла всего на 2 млн (по расчетам агентства AC&M-Consulting). Таким образом, около 110 млн SIM-карт через некоторое время после активации клиенты перестали использовать (если SIM-карта не активна в течение трех месяцев).
В пресс-службе компании «ВымпелКом» (марка «Билайн») уверены, что введение лимита на число SIM-карт не повлияет на уровень мошенничества, но приведет к ограничению конституционного права граждан на доступ к информации.
— Операторы связи при работе с электронными денежными средствами полностью соблюдают требования антиотмывочного закона 115-ФЗ и взаимодействуют с Росфинмониторингом, — подчеркивают в «ВымпелКоме».
В компаниях МТС и «МегаФон» не ответили на запросы.
Гендиректор Института фондового рынка и управления Виктор Майданюк указывает, что ужесточение контроля за продажей мобильных телефонов — это международная тенденция, хотя уровень такого контроля очень сильно различается.
— Например, в КНР многие годы телефонные номера можно было покупать без каких-либо документов и только в прошлом году введено требование к продавцам персонифицировать покупателей, — поясняет Майданюк. — В то же время в некоторых странах проводится обязательная дактилоскопия владельцев телефонов. Ограничение числа зарегистрированных на одного человека номеров выглядит вполне логичным, но потребует онлайн-связи всех точек их распространения с актуальной базой телефонов. Это может сократить географию их продажи и повлиять на бизнес мобильных операторов. Как вариант, можно установить не максимальное число номеров на человека, а частоту продажи. Например, в ФРГ действует правило — купить можно не более двух SIM-карт в квартал. И, безусловно, следует усиливать ответственность мобильных операторов за нарушения порядка идентификации покупателей.
Анастасия Алексеевских