Частная американская компания SAS Institute - разработчик статистического программного обеспечения для бизнеса, решила окончательно покинуть российский рынок.
События вокруг ухода SAS Institute из России получили широкий общественный резонанс после «падения» бонусной программы в российской розничной торговой сети X5 Retail Group. Из-за проблем, охвативших сетевые магазины «Пятёрочка», «Перекрёсток» или «Карусель» группы X5, информация о происходящих внутри российского представительства SAS процессах вышла наружу. Когда скрывать было нечего, в публичном доступе появилось письмо гендиректора российского представительства Александра Тихонова, который возглавлял его с января 2020 года. Он обвинил в нем руководство SAS в нарушении корпоративной культуры, которая предусматривает оказание мер социальной защиты для сотрудников компании.
Тихонов ссылался на позицию других крупных американских вендоров, таких как Microsoft, Oracle и SAP, которые оказали действенные меры поддержки своим сотрудникам в условиях нарастания санкций. В отличие от них, руководство SAS Institute уволило сотрудников SAS/Russia в один день и не предоставило им возможности для трудоустройства в других офисах компании.
Согласно независимым данным, в феврале 2022 года в российском представительстве SAS Institute работало 183 сотрудника. В конце февраля, сразу после известных событий в Украине, сразу же была прекращена техническая поддержка лицензий для российских компаний, попавших под санкции. Это было сделано по инициативе SAS. От этого решения пострадали многие клиенты из коммерческого сектора. Среди пострадавших называют, например, фармацевтическую компанию «Биокад», крупнейшие российские банки, торговые сети X5, «М.Видео», «Летуаль».
Но решение головного офиса SAS коснулось и сотрудников российского представительства. С марта все сотрудники «находились в простое», но им выплачивалась зарплата. Компания SAS взяла тогда тайм-аут до «принятия следующего решения».
8 апреля, в пятницу, в отдел HR/Legal российского представительства поступило распоряжение из головного офиса SAS об увольнении всех сотрудников офиса до 11 апреля. Распоряжение исходило от Патрисии Браун, вице-президента SAS. Она сообщала, что компания сделала все возможное, чтобы избежать этого шага, но из-за продолжающихся внешних обстоятельств вынуждена поступить таким образом.
Как стало известно позднее от неназванного источника в российской компании, «гендиректора SAS в России Александра Тихонова отстранили от ведения дел в ночь на 2 апреля, и сейчас он находится в Дубае».
Весь персонал ООО «САС институт» был уволен по соглашению сторон с выплатой положенной компенсации. Но кроме них, у компании были также сотрудники, работавшие на аутсорсинге – их насчитывалось около 200 человек. Обычно на таких работах числятся технические сотрудники – бухгалтеры, совместители, сотрудники технического обслуживания офиса. Как сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на бывшего сотрудника компании, они были оформлены в компании «Премиум консалтинг». Как стало известно, всех сотрудников SAS в аффилированной компании рассчитали по состоянию на 11 апреля без каких-либо дополнительных компенсаций.
Необычность ситуации состоит в том, что были уволены даже участников международных проектов. Сообщается, например, о прекращении совместных проектов SAS с «Ашан» и «Макдональдс», причем клиентов этих компаний даже не стали передавать европейскому офису. Если такой шаг в отношении «Макдональдс» еще можно объяснить тем, что эта компания также прекратила активную операционную деятельность в России, то «Ашан» продолжает работать на территории РФ в штатном режиме – об этом сообщила пресс-служба корпорации 5 апреля.
Неназванный источник в SAS описал следующим образом порядок событий. «25 февраля прошло письмо от Патрисии Браун, директора по комплаенсу, что приостановлены все процессы, российских сотрудников отстранили от всех задач, в том числе от поддержки клиентов, которые не были в санкционных списках». Информацию о закрытии офиса и увольнении всех сотрудников подтвердил также экс-пресс-секретарь SAS в России.
Экстренные действия со стороны SAS, связанные с приостановкой действия лицензий для компаний на территории России, привели к тому, что уже в марте возникли обратные процессы. SAS не смогла принимать входящий денежный поток со своих клиентов. Из-за преждевременной остановки компании пришлось вернуть российским клиентам деньги по всем договорам. Это коснулось прежде всего заказчиков, которые попали в санкционные списки: ЦБ, ВТБ, «Сбер».
Но особо пострадали ретейлеры, в частности, компании группы X5 Retail Group. Например, была нарушена бесперебойная работа бонусной программы, которая работала в торговой сети «Пятёрочка». В марте ей пришлось срочно переводить свою систему на платформу российской разработки. Это было сделано в связи с «техническими сбоями в действующем решении на стороне внешних подрядчиков», как сообщил неназванный источник. В начале апреля эффект почувствовали и розничные покупатели, которые потеряли возможность пользоваться накопленными баллами. Скорей всего это было связано уже с работой новой системы, хотя комментариев от пресс-службы X5 не поступало.
В сложившихся условиях и под угрозой нарастания отрицательной обратной связи в связи с остановкой технической поддержки, в американской штаб-квартире SAS было принято решение «вообще никому не оказывать поддержку». В ответ представители российского бизнеса, которые пострадали в результате действий вендора, стали обращаться в суд. Против SAS уже поданы первые иски.
Находясь в сложных условиях, была начата процедура банкротства российской компании, представляющей интересы SAS в России. Это было сделано, чтобы избежать участия в судебных разбирательствах. В SAS заявили: «Это не преднамеренное банкротство, как писали в телеграм-каналах, а очень даже фактическое. У компании на счетах денег практически не остаётся, а обязательства ещё могут возникнуть».
По слухам, SAS собирается обратиться в стороннюю компанию, которая станет выступать представителем на будущих судебных разбирательствах. Это будет осуществлено в процессе оформления банкротства ООО «САС институт».