Сегодня многие пенсионеры, пришедшие утром в сетевые магазины «Пятёрочка», «Перекрёсток» или «Карусель», входящие в российскую розничную торговую сеть X5 Retail Group, столкнулись с неприятной неожиданностью. Бонусная система, позволяющая оплачивать покупки накопленными баллами, перестала работать, социальные карты принимаются чисто явочным путем, «на веру», путем ручного подтверждения, а не через системную транзакцию.
Утреннее время для пенсионеров – это период выгодных покупок, когда они получаются ощутимую скидку по своей социальной карте. Покупки позволяют накапливать баллы, которые используются для оплаты покупок. Баллы – это весомая прибавка к их небольшой пенсии.
Нынешний отказ в работе бонусной системы – это не результат программной ошибки. Он произошел в результате ухода из России американской компании SAS Institute, разработчика соответствующего ПО.
Обращение вице-президента SAS к сотрудникам российского офиса. Источник: Telegram
Как стало известно из ряда Telegram-каналов, американский вендор SAS Institute объявил о закрытии в России своего представительства. В понедельник 12 апреля одним днём были уволены 300 сотрудников российского офиса; он будет окончательно закрыт до конца недели.
Судя по косвенным данным, для закрытия офиса будут использоваться финансовые средства с остатков на счетах представительства «SAS Russia/CIS». Из этих средств производится выплата выходного пособия сотрудникам российского офиса (до нескольких окладов). По слухам, американская компания готова также выплатить компенсацию своим внештатным сотрудникам. Их может оказаться достаточно много, потому что иностранные компании часто практикуют найм сотрудников через ауторсорс.
Реальный размер выплат, который полагается осуществить по каждой группе сотрудников, не известен. Все зависит от остатков на счета представительства. Работа российских банков с международными банковскими системами сейчас остановлена, поэтому головная американская компания не может переводить деньги в Россию.
На этом фоне может показаться странным «бегство» гендиректора Александра Тихонова, который возглавляет российское подразделение с января 2020 года. Ранее он работал в IBM. По слухам, российское представительство собираются провести через процедуру банкротства. В этих условиях над Тихоновым висит риск предъявления к нему ответственности за преднамеренное банкротство.
Решения SAS известны тем, что они поставляются в виде проприетарных, программно-аппаратных и облачных систем, работающих по сервисной модели. Прекращение работы бонусной системы во всех предприятиях торговой сети X5 Retail, скорей всего, стало реальностью из-за отключения онлайн-поддержки. Это означает, что накопленные персональные данные и другая информация сохранена, но работа сервиса остановлена.
По слухам, в X5 Retail Group уже срочно ищут систему, которая позволит восстановить потерянную функциональность.
Вице-президент компании SAS Патрисия Браун обратилась с письмом к сотрудникам российского офиса. Она поблагодарила их за терпение, сообщив, что после объявления о приостановке операций в России несколько недель назад все сотрудники продолжали получать зарплату. В американской компании надеялись, что ситуация в России изменится, и это позволит возобновить работу российского представительства.
Однако в пятницу в отдел HR/Legal поступило распоряжение из головного офиса об увольнении всех сотрудников офиса до 11 апреля. Как заявила Патрисия Браун, компания старалась сделать все возможное, чтобы не избежать этого шага, но из-за внешних событий она вынуждена поступить таким образом.
Г-жа Браун отметила, что это было тяжелое решение для менеджмента SAS. Она выразила сожаление всем сотрудникам и внештатным работникам российского офиса, а также всем друзьям SAS в России и партнерам, с которыми компания работала здесь до сих пор.
Г-жа Браун также объявила, что она не теряет надежды восстановить работу российского офиса. Она сообщила, что, если это произойдет, то компания непременно свяжется со своими бывшими российскими сотрудниками. В заключении, она выразила свое сочувствие всем друзьям компании и их семьям.
В ответ на свое письмо Патрисия Браун получила жесткий ответ из России. Его авторство, к сожалению, скрыто в доступных публикациях, но скорей всего это – руководитель SAS/Russia Александр Тихонов.
В этот ответном письме вице-президента SAS обвинили в лицемерии. Было сказано, что у компании было достаточно времени, чтобы найти пути, как вывести компанию из русла политических решений, чтобы не делить сотрудников по их принадлежности к той или иной расе или национальности.
Было заявлено, что сотрудники российского офиса прикладывали максимум сил, жертвуя личным временем и вниманием ко своим семьям, чтобы способствовать развитию бизнеса SAS в России, а также за ее пределами. В отличие от других американских компаний, таких как Oracle, SAP или Microsoft, где сотрудников поддержали не только работой, но и трудоустройством в других офисах компании, менеджмент SAS выбрал самое простое решение – увольнение.
В конце автор ответного письма заявил, что теперь работа в SAS выглядит как насмешка, а не как достойный выбор.